Найти тему
Евразия.Эксперт

«Резолюции раздора». Почему Беларусь не поддержала инициативы Украины в ООН

Фото: novorossia.su
Фото: novorossia.su

Сессии Генеральной ассамблеи ООН традиционно выделяются резолюциями, направленными против отдельных государств. Беларусь же известна тем, что каждый раз голосует против подобных инициатив. Не стала исключением и нынешняя сессия: Минск не поддержал антироссийскую резолюцию по Крыму, чем вызвал претензии с украинской стороны. Между тем, если взглянуть на голосования Киева, можно было ясно понять, что он руководствуется не конкретным содержанием той или иной инициативы, а позицией отдельных государств в системе ООН.

Приоритеты Республики Беларусь на очередной сессии Генеральной ассамблеи ООН были последовательны: укрепление системы ООН, установление равноправного многостороннего сотрудничества, поддержка мира и безопасности. Несмотря на это, отдельные украинские политики оценили позиции Беларуси как «неприемлемые», ввиду положения Беларуси как «традиционного сателлита Кремля».

Во-первых, это ложная оценка: Беларусь не «сателлит Кремля», а равноправный член Союзного государства, ЕАЭС, ОДКБ, СНГ и других интеграционных объединений. «Сателлит Кремля» – американская риторика времен «холодной войны». Во-вторых, данная оценка заслуживает внимания только лишь потому, что искажает суть участия Беларуси в системе ООН. Разберемся, какие инициативы выдвинул Минск на 73-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, как голосует Киев в отношении белорусских инициатив и что вызвало недовольство украинских политиков.

73-я сессия Генеральной ассамблеи ООН прошла с 18 сентября по 19 декабря 2018 г. Организована серия крупных форумов, проведены ежегодные общие прения, многосторонние переговоры, подведены итоги. В этом году на Генассамблее ООН выступили около 100 глав государств. В ходе сессии принято 195 итоговых документов, из которых Минск поддержал более 120.

Беларусь традиционно выступила соавтором Резолюции по борьбе с героизацией нацизма.

Этот документ внесен Россией от имени 54 соавторов. Его поддержали 129 стран, против проголосовали лишь США и Украина. 54 страны, включая страны – члены ЕС, воздержались от голосования. Аргумент не поддержавших – обеспечение свободы выражения мнений и свободы собраний.

Вместе с Таджикистаном и Узбекистаном Беларусь внесла проект резолюции по сотрудничеству между ООН и СНГ. Резолюция принята консенсусом. Основное достижение этого документа – создание основы для регулярной координации между Секретариатом ООН и Исполнительным комитетом СНГ, а также между Генеральным секретарем ООН и главами евразийских интеграционных объединений.

Вместе с Россией и Китаем Беларусь выступила соавтором резолюции «Неразмещение первыми оружия в космосе».

Эта резолюция предлагает разработать международный договор, регулирующий размещение оружия в космосе с целью нивелировать угрозу применения силы против объектов в космосе. Эта инициатива была впервые предложена Россией и Китаем в 2008 г. 128 государств поддержали резолюцию, 12 выступили против, 40 воздержались. Украина не поддержала резолюцию, как и другую резолюцию России по предотвращению гонки вооружений в космосе.

По ежегодному обзору Комиссии ООН по международному праву Минск сделал ряд предложений. Беларусь сформировала резолюцию по последующей практике в отношении толкования договоров, предложила согласовать между всеми участниками подходы и терминологию доклада «Защита окружающей среды в ходе вооруженных конфликтов», а также использовать исключительно практику государств в установлении норм jus cogens.

Всего Беларусь выступила соавтором более 20 документов. Основные приведены в таблице ниже. Это инициативы борьбы с преступностью и торговлей людьми, уважения всех прав и свобод, права на развитие, права на питание, резолюции против использования информационно-коммуникационных технологий в преступных целях, против использования наемников и др.

Беларусь сформировала коалиции со странами-членами ЕАЭС, а также Азербайджаном, Таджикистаном, Узбекистаном, Китаем и странами АСЕАН, некоторыми странами ЕС по отдельным вопросам: Германией, Данией, Нидерландами, Хорватией, странами латиноамериканского и африканского регионов.

Некоторые из инициатив, в которых участвует Беларусь, приняты консенсусом, без голосования, а некоторые – поставлены на голосование. Против таких инициатив голосуют одни и те же государства – страны ЕС, США, Австралия, Канада, Япония, Турция, ряд иных государств. С относительно недавних пор голосует против белорусских инициатив и Украина. Исключения, где Украина голосует вместе с РБ: 1) инициатива Кубы (в соавторстве с Беларусью) – резолюция по праву на питание, она касается притязаний развивающихся стран на более гибкие условия в отношении сельского хозяйства в рамках Дохийского переговорного раунда ВТО, 2) инициатива Израиля (в соавторстве с Беларусью) – роль предпринимательства в процессе устойчивого развития.

В целом, предложения и действия РБ были последовательны. Беларусь традиционно голосовала против односторонних подходов, например, против резолюций, где обвиняется та или иная страна.

Дело в том, что укрепление системы ООН – один из приоритетов внешней политики Беларуси. Такой же приоритет имеется у внешней политики России. А использование системы ООН против одной стороны всегда влечет за собой разделение международного сообщества, отсутствие консенсуса. Это, в свою очередь, негативно сказывается на системе ООН. Беларусь делает ставку на поиск компромисса, а не на усиление конфронтации.

Именно по этой причине Беларусь голосовала против двух резолюций, предложенных по Крыму за одну сессию Генассамблеи ООН.

Украина выступила соавтором обеих резолюций вместе с 30 другими странами: США, Австралией, некоторыми странами – членами ЕС, Канадой, Грузией, Молдовой, Норвегией, Турцией, Черногорией. Эти резолюции были политически мотивированными, предвзятыми, нацеленными на усиление конфронтации. Они были внесены без предварительных консультаций со всеми участниками. Далее эти резолюции стали «картой», разыгранной отдельными украинскими политиками во внутренней борьбе за власть, а также мнимым «обоснованием» военного положения и поставок США оружия на Украину.

Одна из них была по ситуации в области прав человека в Крыму. Была принята 67 голосами за, 26 против и 82 воздержались. Другая – по проблеме так называемой «милитаризации Крыма», 66 голосов за, 19 против и 72 воздержались. Текст обеих похожий. Вторая была мотивирована «Керченским инцидентом».

Например, резолюция по «Керченскому инциденту» не признавала так называемую «аннексию» и «оккупацию» Крыма, призывала Россию «воздерживаться от препятствия осуществлению навигационных прав и свобод в Черном и Азовском морях и Керченском проливе», осуждала «строительство и открытие» Крымского моста, призвало Россию «вывести свои вооруженные силы из Крыма и прекратить временную оккупацию территории Украины».

Поправку к резолюции предложила коалиция государств: Иран, Никарагуа, Сирия и Венесуэла. Беларусь поддержала эту поправку. Поправка предложила обеим странам – России и Украине «воздержаться от провокационной риторики», «от призывов к причинению ущерба критически важным объектам инфраструктуры», «провести полное транспарентное и основанное на доказательствах расследование инцидента 25 ноября 2018 г.», а также включить в текст резолюции отсылку к «Договору 2003 г. между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива». Поправка была мотивирована необходимостью выполнения Минских соглашений. Эта поправка не была принята, против нее проголосовала коалиция США, ЕС и стран, ассоциирующих с ними свои позиции, в т. ч. Украины.

Республика Беларусь, в свою очередь, заявила, что готова оказать помощь в целях установления мира на Украине. Беларусь поддержала поправку к резолюции, но не поддержала саму резолюцию, как носящую предвзятый характер.

Голосование Беларуси по этой резолюции и вызвало реакцию ряда украинских политиков. Между тем, ничего удивительного нет: в отношении всех инициатив в Генеральной ассамблее ООН, направленных против конкретных стран, Беларусь голосует против.

Разумеется, стратегическое значение Союзного государства и ЕАЭС сказывается на координации государств в системе ООН. Однако позиции и действия Беларуси в системе ООН основаны прежде всего на приоритетах укрепления системы ООН, установления равноправного многостороннего сотрудничества, поддержки мира и безопасности. Конкретные документы, принятые с участием Минска, приведены в таблице. Они свидетельствует о том, что Украина руководствуется позицией США и ряда стран ЕС в системе ООН, а Республика Беларусь – конкретным содержанием той или иной инициативы.

Анатолий Бояшов, научный сотрудник Билефельдского университета (Германия)