Найти в Дзене
Год в истории

1918 год, часть 3. Левоэсеровский мятеж

Днем 6 июля два сотрудника Всероссийской чрезвычайной комиссии явились в немецкое посольство в Москве. После проверки документов и мандатов их пропускают к послу Германии в РСФСР Вильгельму фон Мирбаху. После непродолжительной беседы один из чекистов достает револьвер и убивает посла на глазах у советника посольства Рицлера и переводчика Мюллера. В спешке забыв портфель с документами, чекисты бросились на улицу, где их ждал автомобиль. Убийцы скрылись в штабе одного из отрядов ВЧК. Их личности были сразу же опознаны, ими оказались два представителя партии левых эсеров Николай Андреев и Яков Блюмкин. Убийство Мирбаха стало сигналом к началу мятежа левых эсеров.

                                       Вильгельм фон Мирбах
Вильгельм фон Мирбах

Фракция левых эсеров образовалась в результате раскола Партии социалистов-революционеров сразу после Февральской революции. Выдвигая антивоенные лозунги, они встали на леворадикальные позиции и стали союзниками большевиков. Вместе совершив Октябрьский переворот, левые эсеры вошли во второй состав Совета Народных комиссаров, занимали ряд важных постов в Красной Армии и ВЧК. Но обсуждение прекращения войны с Центральными державами внесло раскол между вчерашними союзниками. Выступая против Брестского мира, левые эсеры призывали к революционной войне с немецким империализмом, не принимая во внимание доводы о невозможности дальнейшего ведения боевых действий.

Отношения между большевиками и левыми эсерами ухудшились после начала проведения политики продразверстки, а также из-за усиления позиций большевиков в деревне, считавшейся территорией эсеров, и образования комитетов бедноты, ударивших по крепким хозяйственникам. На открывшемся 5 июля в Москве Пятом Всероссийском съезде Советов лидеры левых эсеров Мария Спиридонова и Борис Камков выступили с резкой критикой политики большевиков. На фоне напряженных дебатов происходит убийство Мирбаха.

Председатель ВЧК Феликс Дзержинский в сопровождении трех чекистов является в штаб отряда, где скрываются Андреев и Блюмкин и требует выдать убийц Мирбаха. Угрожая расстрелом присутствовавшим левым эсерам, он пытается провести обыск, однако его задерживают и берут в заложники. В этот момент ряд других большевиков также оказывается взят в плен, левые эсеры захватывают Главпочтамт и начинают рассылку антибольшевистских воззваний. Находящиеся в Кремле Ленин и Троцкий в панике, им казалось, что вся ВЧК взбунтовалась против большевиков. Московский гарнизон отказывается выступить на подавление мятежа. Из верных сил остаются лишь латышские стрелки, которые, впрочем, в этот день отмечают на Ходынском поле национальный праздник Янов день.

                                                                           Отряд ВЧК
Отряд ВЧК

Несмотря на перевес в силах, левые эсеры не пытаются взять Кремль и правительственные здания, ограничиваясь словесной поддержкой мятежа. Эта нерешительность позволила большевикам сначала арестовать левоэсеровских делегатов Всероссийского съезда Советов, а затем перебросить в город подразделения латышских стрелков, обеспечив численное превосходство. Утром 7 июля основные очаги сопротивления были сломлены, ряд мятежников взяли в плен, некоторые из них на следующий день были расстреляны. Партия левых социалистов-революционеров была объявлена вне закона, ее члены подвергались арестам.

Уже после провала мятежа к нему подключился командующий Восточным фронтом Михаил Муравьев. Зная о событиях в Москве, он в ночь на 10 июля приказывает двум верным полкам погрузиться на пароходы и вмести с ними отправляется из Казани в Симбирск, где арестовал партработников и командиров, в том числе и командующего 1-й армией Тухачевского. Объявив себя Главнокомандующим армией, Муравьев объявил посольству Германии, Совету Народных комиссаров и командованию Чехословацкого корпуса о разрыве Брестского мира и возобновлении войны с Центральными державами, а также приказал всем силам двигаться на Восток для отпора немецкой армии.

Явившись 11 июля на заседание губернского Совета, Муравьев попал в ловушку, так как после его прибытия большевики с помощью латышских стрелков и броневиков смогли окружить здание Совета. Попытавшись оказать сопротивление, Муравьев был убит на месте.

Последствия мятежа левых эсеров и Муравьева поставили Советскую власть в крайне тяжелое положение. Лишившись последнего союзника и потерпев ряд поражений на Восточном фронте от генерала Каппеля, большевики оказались в сплошном кольце врагов, и единственный выход, который они смогли найти – установление однопартийной власти и объявление политики террора.

Человек года – Мария Спиридонова

У Марии Александровны Спиридонова, с юных лет присоединившейся к партии эсеров и вступившей в ее Боевую организацию, оказалась очень тяжелая судьба. Осуществив 16 января 1906 года покушение на советника тамбовского губернатора Луженовского, ответственного за жестокое подавление выступлений крестьян, Мария была задержана при попытке застрелиться. В тюрьме она подверглась жестоким пыткам и насилию, приговорена к смертной казни, которую заменили пожизненной каторгой. Заключение отбывала в Акатуйской и Мальцевской тюрьмах в Сибири.

                                        Спиридонова М.А.
Спиридонова М.А.

В феврале 1917 года была освобождена по личному распоряжению Керенского и вернулась к политической деятельности, где стала одним из руководителей левой фракции Партии социалистов-революционеров. Поддержала Октябрьский переворот и разгон Учредительного собрания, а также подписание Брестского мира, что противоречило позиции большинства левых эсеров. Однако вскоре она поменяла позицию и по этому вопросу, и по вопросу союза с большевиками, выступив с резкой критикой на Пятом Всероссийском съезде Советов.

После провала Левоэсеровского мятежа и объявления партии вне закона, Спиридонова была приговорена к году тюрьмы, однако за прошлые заслуги перед революцией вскоре амнистирована. Но уже 22 января 1919 вновь арестована по обвинению в клевете на Советскую власть, изолирована в Кремлевской больнице, откуда бежала и перешла на нелегальное положение.

Оставшуюся жизнь Мария Александровна, исключая небольшие перерывы, провела в ссылках и тюрьмах, при этом продолжая критиковать политику большевиков. В 1937 году ее приговаривают к 25 годам заключения. В 1941 году она находится в Орловской тюрьме, где и получает известие о начале войны. По личному указанию Берии она в числе 153 политических заключенных была расстреляна в Медведевском лесу.

Ни в царских, ни в советских тюрьмах Мария Спиридонова не отказалась от своих идеалов, чем вызывала уважение даже у своих противников. Мучения и боль воспитали в ней стальную решимость, которую не смогли побороть даже самые темные застенки.

Спасибо за внимание! Поддержите статью лайком и подписывайтесь на канал!