На часах чуть больше 6 утра, и за окном ещё темно, а 4-летний Сэм уже проснулся.
Он потирает глаза и садится в кровати, которой ему служит матрас, постеленный прямо на полу с тех пор, как мальчик был младенцем. Его родители предпочли матрас детской кроватке, чтобы в будущем у малыша была свобода передвижений после того, как проснётся. Вся комната безопасна: ребёнка окружает лишь несколько предметов, расположенных на низкой полке. Однажды Гвен, педагог из Монтессори-школы, где занимается Сэм, навестила мальчика, и он с гордостью показал ей свою комнату. «Какая у тебя славная напольная постель!» — заметила Гвен, но сам Сэм обычно называет её просто «кроватью».
Читать по теме: Домашние визиты
Ребёнок слышит свою сестру Ханну, которая проснулась в соседней комнате. Ей девять лет. «Сегодня суббота, Сэм», — говорит она, интуитивно зная, что младший брат уже не спит. В будни мама и папа по будильнику просыпаются раньше детей, но в выходные они любят поспать подольше. «Пойдём проверим», — предлагает мальчик. Дети встречаются в коридоре, светильник на потолке начинает мерцать. Установить датчик движения предложила мама, чтобы сын и дочь могли ночью самостоятельно пользоваться ванной. Дети придумали с этим устройством весёлую игру: в пасмурные дни, когда дома темно, они соревнуются в умении быть неподвижными до того, как датчик сработает.
Ханна и Сэм направляются к комнате родителей, но на двери висит табличка: «Сегодня выходной! Прежде чем свести нас с ума, позавтракайте!». Ханна читает записку брату, и они хихикают. Они понимают, что это очередная шутливая записка от папы, которые он всегда оставляет для сына и дочери. И хотя Сэм ещё не умеет читать, он уже понимает смешные записки или памятки, аккуратно написанные от руки.
Безопасная детская комната: напольная кровать и низкие полочки
Дети самостоятельно берут тарелки и чашки, которые удобно расположены на второй снизу полке кухонного шкафа. Недавно мама переставила их с самой нижней полки, так как Сэм заметно подрос. Она показала перестановку и объявила всем: «Сэм подрос. Теперь он сможет достать до второй полки, что стало удобным и для остальных, а здесь, на нижней, будет стоять корзина для мусора».
Ханна достаёт цельнозерновые хлопья и заливает их молоком. В контейнере с хлопьями лежат два совочка: большой, синего цвета, с обозначением «Х» и розовый поменьше, с буквой «С». Дети готовят себе еду и помнят совет родителей, что сначала лучше приготовить одну порцию, а если голод останется, сделать вторую. Если мальчику нужно ещё молока, он может самостоятельно достать маленький кувшин с нижней полки холодильника. За завтраком дети встречают рассвет и наблюдают за птицами, которые прилетели к кормушке за окном их столовой.
После завтрака Ханна достаёт набор Prismacolor из 72 карандашей и большой лист бумаги, чтобы нарисовать карту цивилизации, которую она изучала в школе. Сэм становится на специальный деревянный табурет и кладёт в раковину тарелку и чашку. Он вспоминает рифму, которую папа сочинил для него, чтобы мальчик помнил дальнейшие действия. Стишок начинается так: «Туалет, завтрак и зубки…». Сэм чистит зубы и надевает одежду. Мама всегда следит за тем, чтобы процесс одевания был простым и сын имел под рукой всё необходимое: бельё, штанишки, рубашку и носки.
Читать по теме: Как провести выходные с ребёнком
Ханна уже полностью поглощена своей подробно описанной картой, которая быстро увеличивается в размерах. Сэм стучится в комнату родителей, а после приглашения войти уютно устраивается в их кровати.
Следующие три часа он охотно помогает маме и папе разгружать посудомоечную машину, выдёргивать сорняки в огороде и складывать бельё, а также катается с папой на велосипеде вокруг дома.
На часах почти 11, и Ханна наконец появляется из гостиной, где большая часть пола уже занята её работой. Она только что соединила скотчем несколько больших листов бумаги. «Я умираю от голода», — заявляет она. Мама улыбается и указывает на завтрак Ханны, который всё ещё оставался на столе. Ханна знает, что в выходные мама уступчива и не против того, чтобы проводить эти дни в пижаме, занимаясь творчеством.
После еды Ханна убегает, чтобы переодеться, а вернувшись на кухню, берёт грушу. Она достаёт разделочную доску и острый нож для чистки фруктов, а затем разрезает грушу. За этим процессом наблюдает Сэм. «Если ты порежешь грушу пополам, то получишь две четверти?» — спрашивает он. «Нет, я получу две половинки. А когда порежу каждую из них пополам, получу четыре четверти. Из одной целой груши получается две половины или четыре четверти», — отвечает Ханна. Брат не уверен, что понимает, но кивает.
К полудню вся семья собирается в парк. Папа и Сэм делают сэндвичи и удаляют плодоножку у клубники, готовясь к пикнику. Мама достаёт из морозилки чёрствый хлеб для уток. Ханна наполняет бутылки водой и упаковывает одеяло.
Читать по теме: Совместный досуг или разные интересы
После полуденной прогулки и игр очень уставшие, но довольные папа, мама, Сэм и Ханна наконец-то дома. Мальчик с отцом читают книгу, а мама готовит горячий шоколад, чтобы побаловать семью чем-нибудь вкусным.
На кухню зашла Ханна, вид у неё сердитый. «Сэм забрал мои карандаши», — пожаловалась она. «Я догадалась, потому что зелёные и синие цвета перемешаны», — отвечает мама и обнимает Ханну. Она понимает, как злится Ханна и как досадно, когда между сестрой и младшим братом возникает соперничество. Когда Ханна немного успокаивается, мама напоминает о домашнем правиле, что всё, что лежит в доступе мальчика может быть в его распоряжении. «Но я убрала карандаши на мою полочку для творчества!» — утверждает она. И тут маму осеняет, что недавний скачок роста Сэма позволил ему добраться и до личных вещей сестры. Завтра утром мама и Ханна подумают, как организовать вещи девочки, чтобы защитить их от «нападения». Мама отмечает про себя, что у сына формируется самоконтроль, так как он перебрал карандаши, но не использовал их.
Когда каждый допивает горячий шоколад, папа просит разрешения удалиться, чтобы посидеть за компьютером. Дети тяжело вздыхают, но понимают, что ему нужно работать. Папа — компьютерный инженер, но он никогда не пользуется компьютером в присутствии детей.
Родители очень стараются, чтобы жизнь сына и дочери была наполнена реальными впечатлениями и опытом, поэтому использование детьми гаджетов сведено к минимуму. Пока папа работает, а мама готовит ужин, Ханна объясняет Сэму части цивилизации на карте, которую она нарисовала. Мальчик даже повторяет некоторые большие слова, которые использует сестра. И хотя он пока не знает, что они означают, ему нравится наблюдать, как Ханна произносит слова, и практиковать их произношение.
Через час папа заканчивает работу, мама доготавливает ужин, а Ханна сворачивает в рулон свой большой рисунок. Сэм накрывает на стол. За окном — закат, и семья неторопливо ужинает, наблюдая за птицами в кормушке. Мама рассказывает, как днём утки жадно глотали чёрствый хлеб, который дети бросали им с берега.
Пожалуй, выходные — это лучшие дни недели, потому что все собираются вместе.
Подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и читайте Опыт Монтессори-мамы: гаджеты и ТВ в жизни детей