Найти тему
Монтессори.Дети

Сегодня суббота

На часах чуть больше 6 утра, и за окном ещё темно, а 4-летний Сэм уже проснулся.

Он потирает глаза и садится в кровати, которой ему служит матрас, постеленный прямо на полу с тех пор, как мальчик был младенцем. Его родители предпочли матрас детской кроватке, чтобы в будущем у малыша была свобода передвижений после того, как проснётся. Вся комната безопасна: ребёнка окружает лишь несколько предметов, расположенных на низкой полке. Однажды Гвен, педагог из Монтессори-школы, где занимается Сэм, навестила мальчика, и он с гордостью показал ей свою комнату. «Какая у тебя славная напольная постель!» — заметила Гвен, но сам Сэм обычно называет её просто «кроватью».

Читать по теме: Домашние визиты

Ребёнок слышит свою сестру Ханну, которая проснулась в соседней комнате. Ей девять лет. «Сегодня суббота, Сэм», — говорит она, интуитивно зная, что младший брат уже не спит. В будни мама и папа по будильнику просыпаются раньше детей, но в выходные они любят поспать подольше. «Пойдём проверим», — предлагает мальчик. Дети встречаются в коридоре, светильник на потолке начинает мерцать. Установить датчик движения предложила мама, чтобы сын и дочь могли ночью самостоятельно пользоваться ванной. Дети придумали с этим устройством весёлую игру: в пасмурные дни, когда дома темно, они соревнуются в умении быть неподвижными до того, как датчик сработает.

Ханна и Сэм направляются к комнате родителей, но на двери висит табличка: «Сегодня выходной! Прежде чем свести нас с ума, позавтракайте!». Ханна читает записку брату, и они хихикают. Они понимают, что это очередная шутливая записка от папы, которые он всегда оставляет для сына и дочери. И хотя Сэм ещё не умеет читать, он уже понимает смешные записки или памятки, аккуратно написанные от руки.

-2

Безопасная детская комната: напольная кровать и низкие полочки

Дети самостоятельно берут тарелки и чашки, которые удобно расположены на второй снизу полке кухонного шкафа. Недавно мама переставила их с самой нижней полки, так как Сэм заметно подрос. Она показала перестановку и объявила всем: «Сэм подрос. Теперь он сможет достать до второй полки, что стало удобным и для остальных, а здесь, на нижней, будет стоять корзина для мусора».

Ханна достаёт цельнозерновые хлопья и заливает их молоком. В контейнере с хлопьями лежат два совочка: большой, синего цвета, с обозначением «Х» и розовый поменьше, с буквой «С». Дети готовят себе еду и помнят совет родителей, что сначала лучше приготовить одну порцию, а если голод останется, сделать вторую. Если мальчику нужно ещё молока, он может самостоятельно достать маленький кувшин с нижней полки холодильника. За завтраком дети встречают рассвет и наблюдают за птицами, которые прилетели к кормушке за окном их столовой.

После завтрака Ханна достаёт набор Prismacolor из 72 карандашей и большой лист бумаги, чтобы нарисовать карту цивилизации, которую она изучала в школе. Сэм становится на специальный деревянный табурет и кладёт в раковину тарелку и чашку. Он вспоминает рифму, которую папа сочинил для него, чтобы мальчик помнил дальнейшие действия. Стишок начинается так: «Туалет, завтрак и зубки…». Сэм чистит зубы и надевает одежду. Мама всегда следит за тем, чтобы процесс одевания был простым и сын имел под рукой всё необходимое: бельё, штанишки, рубашку и носки.

Читать по теме: Как провести выходные с ребёнком

Ханна уже полностью поглощена своей подробно описанной картой, которая быстро увеличивается в размерах. Сэм стучится в комнату родителей, а после приглашения войти уютно устраивается в их кровати.

Следующие три часа он охотно помогает маме и папе разгружать посудомоечную машину, выдёргивать сорняки в огороде и складывать бельё, а также катается с папой на велосипеде вокруг дома.

На часах почти 11, и Ханна наконец появляется из гостиной, где большая часть пола уже занята её работой. Она только что соединила скотчем несколько больших листов бумаги. «Я умираю от голода», — заявляет она. Мама улыбается и указывает на завтрак Ханны, который всё ещё оставался на столе. Ханна знает, что в выходные мама уступчива и не против того, чтобы проводить эти дни в пижаме, занимаясь творчеством.

После еды Ханна убегает, чтобы переодеться, а вернувшись на кухню, берёт грушу. Она достаёт разделочную доску и острый нож для чистки фруктов, а затем разрезает грушу. За этим процессом наблюдает Сэм. «Если ты порежешь грушу пополам, то получишь две четверти?» — спрашивает он. «Нет, я получу две половинки. А когда порежу каждую из них пополам, получу четыре четверти. Из одной целой груши получается две половины или четыре четверти», — отвечает Ханна. Брат не уверен, что понимает, но кивает.

К полудню вся семья собирается в парк. Папа и Сэм делают сэндвичи и удаляют плодоножку у клубники, готовясь к пикнику. Мама достаёт из морозилки чёрствый хлеб для уток. Ханна наполняет бутылки водой и упаковывает одеяло.

Читать по теме: Совместный досуг или разные интересы

После полуденной прогулки и игр очень уставшие, но довольные папа, мама, Сэм и Ханна наконец-то дома. Мальчик с отцом читают книгу, а мама готовит горячий шоколад, чтобы побаловать семью чем-нибудь вкусным.

На кухню зашла Ханна, вид у неё сердитый. «Сэм забрал мои карандаши», — пожаловалась она. «Я догадалась, потому что зелёные и синие цвета перемешаны», — отвечает мама и обнимает Ханну. Она понимает, как злится Ханна и как досадно, когда между сестрой и младшим братом возникает соперничество. Когда Ханна немного успокаивается, мама напоминает о домашнем правиле, что всё, что лежит в доступе мальчика может быть в его распоряжении. «Но я убрала карандаши на мою полочку для творчества!» — утверждает она. И тут маму осеняет, что недавний скачок роста Сэма позволил ему добраться и до личных вещей сестры. Завтра утром мама и Ханна подумают, как организовать вещи девочки, чтобы защитить их от «нападения». Мама отмечает про себя, что у сына формируется самоконтроль, так как он перебрал карандаши, но не использовал их.

-3

Когда каждый допивает горячий шоколад, папа просит разрешения удалиться, чтобы посидеть за компьютером. Дети тяжело вздыхают, но понимают, что ему нужно работать. Папа — компьютерный инженер, но он никогда не пользуется компьютером в присутствии детей.

Родители очень стараются, чтобы жизнь сына и дочери была наполнена реальными впечатлениями и опытом, поэтому использование детьми гаджетов сведено к минимуму. Пока папа работает, а мама готовит ужин, Ханна объясняет Сэму части цивилизации на карте, которую она нарисовала. Мальчик даже повторяет некоторые большие слова, которые использует сестра. И хотя он пока не знает, что они означают, ему нравится наблюдать, как Ханна произносит слова, и практиковать их произношение.

Через час папа заканчивает работу, мама доготавливает ужин, а Ханна сворачивает в рулон свой большой рисунок. Сэм накрывает на стол. За окном — закат, и семья неторопливо ужинает, наблюдая за птицами в кормушке. Мама рассказывает, как днём утки жадно глотали чёрствый хлеб, который дети бросали им с берега.

Пожалуй, выходные — это лучшие дни недели, потому что все собираются вместе.

Подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и читайте Опыт Монтессори-мамы: гаджеты и ТВ в жизни детей