Обещали в прошлый раз рассказать про технику майолики – держим слово!
⠀
Технология такова: уже обожженный предмет покрывают специальной эмалью, а затем отправляют в печь еще раз. После в ход идут пигменты на основе металлов (в первую очередь свинца), и снова обжиг. Только после последнего термического воздействия цвета показывают свою истинную насыщенность. Выбирать цвета надо было аккуратно, представляя картинку того, как все будет выглядеть после финального обжига.
⠀
До своего общемирового упадка в XVIII веке #майолика в Португалии успела сменить радикальную полихромность на сдержанное сочетание синего и белого – сказалась мода на китайский фаянс. Сегодня именно сине-белое #азулежу считается классикой в стране. Окончательно в мировом масштабе добила майолику мода на #фарфор – тонкий, с ручными росписями невероятной детализации, фарфор занял свое место на столах аристократии всего мира. В Русском музее есть один из залов, посвященных народному искусству – вот там как раз можно видеть майоликовые сосуды, которые для себя делали купцы, но никаких майолик среди дворян и знати. Путь туда был закрыт.
⠀
В России искусство поливного и расписного изразца известно у нас уже с XI века. Расцветом стали XV-XVII века. В Ярославле и Москве делали буквально майоликовое все – печи, оконные наличники, порталы, святых, панно. В XVIII веке майоликовую посуду, изразцы, фигурки выпускал завод Гребенщикова в Москве и знаменитые мастерские #Гжели – но они уже были знакомы с опытом и технологии другой известной керамикой страны – Голландии. Новые знания и техники привезти с собой переселенцы в эпоху Петра I – и Россия благодарно их приняла.
⠀
Второе рождение майолика пережила в искусстве модерна – но это рассказ настолько долгий и красивый, что мы отложим его на потом.
⠀
Оставайтесь с нами! ❤
Подписывайтесь на наш инстаграм! ❤