Найти тему
Art Etic

Уличная магия, детектив и посредственность: Рене Магритт

Представьте, перед вами висит картина. На ней изображена курительная трубка, а под ней помещена надпись «Это не трубка». Каковы ваши первые мысли об увиденном? Чему вы поверите больше: собственным глазам или художнику, ему ведь видней? Именно такую работу в 1929 году создал знаменитый сюрреалист, или, как он сам называл себя, «магический реалист» Рене Магритт.

Рене Магритт. Вероломство образов. 1929
Рене Магритт. Вероломство образов. 1929

«Вероломство образов» - под таким названием известна описанная выше работа. Магритт быстро успокоил взбудораженную публику: это лишь образ трубки, а она сама лежит у меня в кармане. Попытки осмыслить соответствие реальности и ее изображения, образов и действительности – одна из ключевых задач творчества этого бельгийского художника. Тут можно вспомнить Джаспера Джонса, существенную фигуру в становлении поп-арта, и его «флаги», выполненные в довольно сложной технике, поскольку представляют они из себя нечто вроде коллажа: на холст крепится ткань, после - куски газет, и уже поверх них кладется краска. Работа "Флаг" — это попытка в очередной раз задаться вопросом о смысле и значимости искусства, его месте в системе привычных нам ориентиров. Вот вы видите перед собой вполне знакомый вам флаг, издалека, возможно, и разницы никакой с оригиналом заметить не удастся - можем ли мы сказать, что он, нарисованный флаг, тождественен настоящему? Тождественен ли объект его изображенному образу? Об этом и Джозеф Кошут с его «тремя стульями», и сам Магритт.

Джаспер Джонс. Флаг, 1955
Джаспер Джонс. Флаг, 1955

Родился художник в 1898 году и это важно. Важно потому, что, знакомясь с его увлечениями, нужно понимать время, в котором они находили свое воплощение. Магритт являлся невероятным поклонником кино и фокусов, индустрии которых в 20-30ые годы наращивали свои обороты и завладевали своей публикой. Завороженный творящимися на экранах кино магией и трюками, что исполняют известные фокусники, художник перенимает на свои полотна их образы.

В его работах часто можно найти реквизит подобной «уличной магии», по типу ящиков для распиливания или голубей, а также технические решения, что становились чудесами кинематографа: игра с масштабом или внезапное исчезновение объекта.

Рене Магритт. Насилие, 1935
Рене Магритт. Насилие, 1935

Художник желал изобразить обманчивость того, что представляется нам видимым и отчетливо ясным, ту таинственность, которую мы не привыкли замечать. Его картины ближе к «картинкам» : отсутствует текстура, мазки. Он как будто лишь изображает живопись в погоне за смыслами и буквально детективным содержанием.

Творчество Магритта – это поток трюков и иллюзий, загадок и ребусов, игр смыслов и перевоплощений.

Сюрреализм — это реальность, освобожденная от банального смысла.
Рене Магритт

Сюжеты, обыгрываемые Магриттом, из раза в раз повторяются им в собственных произведениях: это и люди в виде гробов; и лица, что не удается разглядеть или, напротив, скрыть; и картины, вписанные в картины; и головы завернутые в ткань; и таинственные шары.

Рене Магритт. Счастливый даритель, 1966
Рене Магритт. Счастливый даритель, 1966

Немалую роль играют и названия его работ, которым он предавал большое значение: они очень поэтичны и зачастую открывают иные смыслы увиденного.

Названия выбраны таким образом, что они не дают поместить мои картины в область привычного, туда, где автоматизм мысли непременно сработает, чтобы предотвратить беспокойство.
Рене Магритт

Всю свою жизнь он оставался женат на единственной женщине, которую повстречал еще в раннем, подростковом возрасте. Позже их пути разошлись, родители девочки увезли ее в столицу, однако это не помешало двум некогда влюбленным снова столкнуться на улице спустя несколько лет. Магритт утверждал, что все женские персонажи, изображенные на его картинах, были написаны с его жены.

Зарабатывал художник тем, что рисовал плакаты для фабрик, афиши для театров и кино. Сюжеты их были ничуть не хуже магриттовских полотен. Отчасти именно этот стиль, стиль тиражируемых «картинок», лег в основу творчества Магритта.

Рене Магритт. Влюбленные, 1928
Рене Магритт. Влюбленные, 1928

Помните одну из самых знаменитых работ художника «Влюбленные»? Наверняка вы не раз задавались вопросом: «почему Магритт закутал лица влюбленных тканью?». А ведь этот прием был использован им еще не раз. Разумеется, интерпретировать этот ход можно по-разному: от слепоты двух любящих, до их обезличивания и идентичности в своей любви. Но в чем таятся корни подобного решения? Многие исследователи предполагают, что это связано с инцидентом, произошедшим с Магриттом в детстве. Когда художнику было 14 лет, его мать утопилась в реке: тело, что позже вытащили на берег, вместе с лицом было обернуто белой сорочкой, в которой она покинула дом в ту ночь.

Эти предположения возникали еще при жизни художника, однако он яро их отрицал, как и все, что было связано с психоанализом. Его он попросту ненавидел и не упускал возможности подшутить над этим. Картина «Психотерапевт» наглядный пример подобного отношения: представители данной профессии предстают для него обыкновенными шарлатанами.

Рене Магритт. Психотерапевт, 1937
Рене Магритт. Психотерапевт, 1937

Магритт зачастую подчеркивал, что он абсолютно обычный, рядовой человек, впрочем, жизнь его действительно не отличалась изысками, свои работы он писал прямо на кухне, не имея собственной мастерской. Его картина «Сын человеческий» является автопортретом художника. Согласитесь, название говорит само за себя – он, как и любой другой, – лишь сын человеческий и не более. За тем самым яблоком может оказаться каждый. Одежда, в которой предстает этот человек, шляпа-котелок выглядит также довольно заурядно, она продолжает кричать – таких тысячи!

Котелок — самый неоригинальный головной убор, удивления не вызывает. Человек в котелке это господин Посредственность при всей своей анонимности. Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы.
Рене Магритт
Рене Магритт. Сын человеческий, 1964
Рене Магритт. Сын человеческий, 1964