Вы пришли меня соблазнять или насиловать?
Что вы -я же джентльмен!
Понятно, значит насиловать
Фильм «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса пропитан иронией и сарказмом, освежен современной хореографией, любовный треугольник здесь весьма оригинальный, наряды и интерьеры вызывающе роскошны, актерская игра блистательно совершенна, сценарий великолепен. Налицо все ингредиенты, делающие «Фаворитку» Лантимоса реальным претендентом на ближайшего Оскара в нескольких номинациях. И в коммерческом плане возможно она тоже станет кассовым фаворитом у зрителей. Фильм, в отличие от предыдущих работ режиссера, легкодоступен и легкоусвояем, символизм и многосмыслие не утяжеляют это изящное повествование о борьбе за власть. Это не компромисс в угоду продюсерам, а сознательный ход. И смотрится фильм на одном дыхании - обилие юмора здесь такое, что фильм можно назвать черной комедией, если бы слово «комедия» не было столь дискредитированным современными кинотворцами.
Как только Лантимоса не называют – абсурдист, циник, мизантроп. И, как бы то ни было, его фильмам это только на пользу. Неслучайно, что именно фаворитизм стал для него новой темой, ведь она золотая жила для изучения темных сторон человека, никогда не теряет актуальности, всегда даст многочисленные поводы для сатиры. История, лежащая в основе фильма, долго была у режиссера в разработке. И так удачно совпало, что к моменту ее реализации случился #metoo и многие справедливо считают «Фаворитку» тонким проездом по этому шумному делу. В фильме история секса и власти разыгрывается по-новому - между тремя женщинами.
История имеет реальных прототипов. Сара, герцогиня Мальборо (Рэйчел Вайс), и Эбигейл, баронесса Машэм (Эмма Стоун) соперничают за сердце и кошелек королевы Анны Стюарт (Оливия Колман). Дело происходит в эпоху позднего барокко, чрезвычайно киногеничного. Действие разворачивается в резиденции Анны, персонажи кажутся заточенными в бесконечные коридоры этого огромного дворца. Изредка локация меняется, но все основное случается в покоях королевы, прием, помогающий соблюсти интимность при разговоре о таких масштабных фигурах.
Королева познакомилась с Сарой совсем юной, дружили они долго, вместе пережив многое, в том числе и ее тернистый путь на трон, на котором Анне приходилось решительно, не без помощи Сары, активно устранять конкурентов . Получив власть над страной, Анна не смогла укрепить свое положение – в отчаянных попытках произвести наследников, она была семнадцать раз безуспешно беременна. Ее дети если и рождались, то жили совсем недолго. В фильме обозначается период жизни, когда она была уже отчаянной больной женщиной, похоронившей мужа и мучающейся от постоянных болей. До государства ли тут? И за нее функции управления приняла на себя Сара – давняя подруга и по версии Лантимоса страстная любовница королевы.
Разрушило их тандем безобидное на первый взгляд существо – дальняя родственница Сары. Дочь обедневшего дворянина – Эбигейл, в отчаянной попытке устроить свою жизнь незвано приехала к двору и оказалась весьма искусной в интригах дамой. Очень скоро она нащупала тайные струны, ведущие к сердцу королевы. Противостояние двух фавориток и есть основа фильма, его жизненная ткань, в которую мужчины вплетены исключительно как второстепенные персонажи. Они проходят за периметром основных событий, разыгрывающемся в этом сочащимся ядом опасном треугольнике.
Оливия Колман в роли королевы блистательна – она беспомощна и властная, сентиментальная и жестокая. Понимая суть происходящих вокруг нее событий, она тем не менее им потакает. В отличие от нее амазонка Сара в исполнении Рейчел Вайс прямолинейна – не терпит подобострастия и бьет наотмашь, бьет сильно и без промаха. Но Эбигейл, самая многогранная дама этой истории, умеет вовремя увернуться и извернуться. Тот образ, который сделала Эмма Стоун, вызывает самое большое количество эмоций. В одно из сцен она даже сама предложила режиссеру обнажить грудь, чтобы добиться максмальной выразительности. Сама предложила – режиссер несколько раз даже осторожно переспроил, но актриса настаивала. И понятно ради чего – ее игра совершенна, она абсолютно уверена в каждом жесте и эмоции, плетя сложный характер героини, поднявшейся со дна до королевских высот.
Кто победит в этом отчаянном противостоянии, которое закручиватся все сильнее и сильнее, сжимая персонажей в своих безжалостных тисках? Ответ есть, что бы получить его, придется смотреть до конца, проводя время в восхищении очередным шедевром Лантимоса, который уверенно освоился на вершинах мирового кинематографа.
9yXXro