Японский фольклор - нечастый гость в массовом кинематографе. За последние годы вышло лишь несколько картин, в которых звучала эта тема, и те выдались очень несостоятельными, ведь их критиковали все, кому не лень. И вот в 2016 году на экраны врывается мультфильм про мальчика, что умеет оживлять бумажные фигурки с помощью музыки.
На рассвете 21 века сценарист Шеннон Тиндл написал историю и подарил её своей жене, которая в тот момент ухаживала за своей больной матерью. Его растрогали их нежные отношения, поэтому они, вместе с японским фольклором легли в основу "Кубо. Легенда о самурае".
На протяжении 15 лет Тиндл додумывал, дописывал, и в итоге решил, что оно достигло необходимых масштабов. Тогда отнёс свое творение в студию Laika. Там сценарий одобрили и начали работу. В итоге мы получили захватывающую красочную историю, пропитанную японским колоритом и интересным сюжетом.
История разворачивается в Древней Японии. Одноглазый мальчик Кубо живёт с матерью на отшибе. Каждый день он отправляется в близлежащую деревню заработать немного денег. Мальчик обладает уникальной способностью - он умеет оживлять бумажные фигурки с помощью музыки. Он не знает, откуда у него эта особенность и кто он такой. На его вопросы об отце мама не отвечает - у неё проблемы с памятью. Единственное, что она говорит ему - это то, что он должен непременно возвращаться домой до темноты. И однажды, после очередного представления в деревне, он, желая узнать больше о своём отце, не успевает вернуться домой засветло...
Эту картину сложно вместить в какие-то общеизвестные рамки. Бывают мультфильмы для детей, а бывают мультфильмы для взрослых, ведь зачастую в анимационные фильмы вкладывают мысли и идеи, непостижимые детским умом. С "Кубо. Легенда о самурае" всё сложнее - в этом фильме переплетена детская наивность вместе с идеей о мании абсолютного величия над миром и слепого самовосхваления.
Безусловный плюс картины состоит в том, что она может заинтересовать очень широкий пласт зрителей. Кого-то историей, кого-то завораживающей магией японского фольклора, а кого-то просто красочными визуальными эффектами.
Надо отметить, что создатели отнеслись к своему проекту очень серьёзно и постарались сделать его уникальным и наполнить японским фольклором. Так в истории в историю вплелись городские легенды, мифы, древние японские традиции. Так в одной из сцен бы изображён праздник Лойкратхонг, когда люди пускают вечером по реке фонарики, чтобы очиститься от своих грехов. В другой сцене появляется чудовище из городских легенд Гашадокуро - огромный скелет, желающий лишь убивать. Так, история действительно стала походить на сборник городских легенд и насквозь пропиталась завораживающей, красивой и пугающей магией Древней Японии.
Сюжет, атмосфера, привлекательность картины - безусловно на высоком уровне, но ведь лицо любого анимационного фильма - это визуальная его составляющая, а с этим здесь не так всё гладко. Можно разделить её на две части.
Первая - это всё, за исключением лиц персонажей. Пейзажи, спецэффекты, световые эффекты, все мельчайшие детали нарисованы просто невероятно.У мультфильма своя уникальная рисовка - одновременно минималистичная и насыщенная малым количеством мельчайших деталей. Картинка на экране не режет глаз, лишь радует своей отточенной красотой - во время просмотра просто понимаешь - всё так, каким и должно быть. Также, необходимо отметить старательную работу художников-постановщиков и кукловодов, ведь все чудища картины создавались вручную.
Но вторая часть - это тихий ужас. Лица персонажей походят на камни, на которых несколькими линиями высечены пара глаз и рот. Это единственное, что просто выбивается из общей картины. Выражения лиц слишком резкие, причёски больше похожи на сгустки крашеной японской лапши, чем на волосы, а слишком острые углы носов, глаз и ртов откровенно не вписываются в царящую вокруг красоту. Но всё же один этот минус не перебивает желание проникнуться атмосферой картины и досмотреть её до конца.
Отдельное внимание нужно уделить музыке. Композитор Дарио Марианелли, известный по работам в фильмах "Братья Гримм" и "Гордость и Предубеждение" сделал как раз то, что было просто необходимо для создания мультфильма, наполненного национальным менталитетом и особенностями. Ведь традиционная музыка очень влияет на создание атмосферы Древней Японии. Более того, она сопутствует зрителю на протяжении всей картины, ведь Кубо оживляет фигурки, играя на музыкальном инструменте. Традиционные японские напевы и звучание сямисэна усиливают национальные мотивы в картине. Создатели настолько серьёзно отнеслись к музыкальной составляющей, что во время финальных титр зритель может слышать кавер на известную песню The Beatles "While My Guitar Gently Weeps". Исполнила его Regina Spektor, а основным музыкальным инструментом стал как раз сямисэн. Так, музыка в картине стала проводником в реальность древнего мира, наполненного городскими легендами и магией.
Также, очень приятно видеть, с каким старанием и амбициями подошли сценаристы и режиссёр к созданию анимационного фильма. От этого картина и получилась уникальной. Казалось бы, в банальных ситуациях герои принимают неочевидные решения, шаблоны выброшены в сторону в пользу действительно уникальных сюжетных ходов, при этом логика повествования не только не теряется, но и становится понятнее. Это результат тщательной работы многих людей, и это видно.
Подводя итоги вышесказанному, нужно ещё раз отметить, что анимационный фильм "Кубо. Легенда о Самурае" получился очень красочным и интересным. Японская суровая и страшная мифология переплетена с детской наивностью и захватывающей атмосферой приключения, так что, даже не смотря на некоторые недостатки, данная картина определённо рекомендуется к просмотру с семьёй и друзьями, чтобы скрасить холодный зимний вечер.