©, Оля Тихонова, 2018
В своей статье о новом поколении 18-25 летних я написала:
Представители этого поколения ленивы, когда речь идет о необходимости прикладывать усилия для достижении цели, и не имеют желания работать по 12 часов, чтобы сделать карьеру или стать богатым.
И, как вы думаете, какой отклик я получила в комментариях от этих самых "представителей"? Сделайте паузу, ответьте на вопрос, а потом прочтите ответ - совпадет или не совпадет?
***
Ну не знаю) мне неполные 25 и я совершенно взрослый, ответственный и самостоятельный человек. Единственное не хочу рвать жилы 24/7 на работе за зарплату, равную прожиточному минимуму, но я на такой и не работаю. Вообще все мои ровесники не хотят пахать аки лошади за копейки. Притом,что ленивыми их трудно назвать.
***
Вы, про 12 часов работы и их связью с успешностью, сами придумали или подсказал кто?
И тут я стала вспоминать себя и своих однокурсников: а мы-то как начинали свой трудовой стаж?!
Мы начали работать в начале 2000-х, когда представители поколения Z (поколение селфи, цифровое поколение, поколение памперсников, поколение "смузи-мозг") пошли в детские сады. Тогда мы были еще студентами, учились в педагогическом вузе.
Каждое лето я и мои друзья уезжали работать "за копейки" по 18 часов в сутки в летние лагеря. З/п была смешная, да мы ей особо и не интересовались. Радовались, что удалось устроиться в хороший большой лагерь.
Нам точно не приходило в голову работать плохо, жаловаться или предъявлять претензии по поводу размеров з/п или ненормированного рабочего дня. Я знаю, что нам полагались выходные (какое-то количество за смену - какое?), но я ни разу не видела, чтобы кто-то воспользовался этими выходными.
Можно сказать, что мы работали "за еду" и прекрасно понимали это. Как и то, что без реальной практики работы с детьми педагогом ты не станешь. Мы были благодарны работодателю за саму возможность работать с большими массами детей (а нас еще за это и кормили - красота!).
После третьего (кто-то после четвертого) курса мы пошли в школы, одновременно учась на ДНЕВНОМ факультете (школы работали в первую смену, а факультет учился во вторую). Работать хотелось так, что аж руки чесались, поэтому, не дожидаясь дипломов, мы вышли в классы (самомнения у нас было не меньше, чем у нынешних "памперсников" - но мы шли подтверждать его в реальной деятельности).
А что с з/п? Помню как сейчас - 1600 р. за 16 уроков в неделю (64 урока в месяц). Моя повышенная стипендия в вузе была 1200 р. (год, кажется, 2006).
Молодому специалисту приходилось готовиться к урокам больше, чем специалисту со стажем - одна подготовка занимала 3-4 часа, а в неделю таких подготовок было 8 или или 10 (т. е. надо было приготовить 8-10 разных уроков по разным предметам (история, обществознание, МХК) для разных параллелей). И лекции, семинары, зачеты, экзамены в вузе - никто не отменял. На сон оставалось 4 часа, рабочая неделя была 80-ти часовой.
Но я работала и не жужжала по поводу маленькой з/п, понимая, что мне пока не за что платить, как специалисту. (Ну, какой я специалист - 3+ курса университета?!)
Было ли мне тяжело? - ДА
Работала ли я по 18-20 часов в сутки? - ДА
Сделало ли это меня хорошим специалистом? - ДА
Жалею ли я о своем выборе? - НЕТ
Поступила бы так же снова? - ДА
Я твердо убеждена, что молодой человек в возрасте 20-25 лет должен сначала стать чем-то, чтобы претендовать на что-то! А для того, чтобы чем-то стать необходимо время и значительный опыт реальной профессиональной деятельности.
Несколько лет назад, сама превратившись в работодателя, я начала набирать персонал - таких же студентов педвуза, какой была когда-то я. И вот какие ответы я получала на собеседованиях.
- Почему вы хотите работать аниматором?
- Делать ничего не надо и деньги сразу.
- Где вы работали с детьми?
- Нигде, но я много выступала на концертах в университете.
На специальные вопросы по педагогике, психологии они не могли ответить ничего вообще. Знаний не было.
Сегодня я смотрю на молодое поколение не только как рядовой гражданин, но и как работодатель. Всем молодым соискателям и работникам (не важно по специальности работающим или нет) я повторяю одно и то же.
Поймите простую вещь!
Задача наемного сотрудника (а именно такими сотрудниками является 95% из вас) - ХОРОШО РАБОТАТЬ. "Хорошо" - это значит таким образом, чтобы приносить прибыль предпринимателю. Вы не просто так пришли и работаете... До того как вы замечательно и красиво пришли, кто-то (предприниматель) должен был пойти на риск и организовать производство, взять на себя ответственность, создать для вас рабочее место, на котором вы в свою очередь будете зарабатывать себе на жизнь.
Кто-то (предприниматель) платит за вас налоги - в год 3-4 ваших месячных зарплаты (иногда больше), кто-то мало спит и круглосуточно думает о работе, кто-то мало отдыхает... И вот этому кому-то глубоко наплевать на то сколько вы пели или плясали в вузе, его (предпринимателя) интересуют ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ваши профессиональные навыки.
И да, я считаю, что вы ДОЛЖНЫ много и упорно работать (часов и дней и лет) до тех пор пока не превратитесь в высококвалифицированного специалиста. Только после этого вы сможете разговаривать со мной, работодателем, на равных, выдвигая свои условия и требования. А если вы не согласны с моей позицией, то ищите себе (уникальному и исключительному) другую работу. Ну, вот как-то так...
P.S.: Поняв тенденцию в комментариях, вношу поправки:
1. молодые люди, которые приходят КО МНЕ работать, рассчитывают (и получают) з/п 500-1000 р. в час;
2. они НЕ работают по 18 часов в сутки (максимум 5-7 часов в неделю);
3. их никто НЕ заставляет грузить вагоны или работать у станка, но требуется приходить вовремя, работать качественно;
4. как пример должностных обязанностей аниматоров: один из соискателей отказался от работы по той причине, что я поставила условие "Прочитать книжку про Карлсона".
Как мы вырастили тщеславное поколение?
Поколение Z. Что с вами не так?
Поколение "Смузи-мозг"
Каждый читатель имеет право быть несогласным с мнением автора.
Подписывайтесь на мой канал Оля Тихонова в Дзене Спасибо!