Найти в Дзене

По зову 6ытия

Айдар АБДУЛЛИН ...В галерее «Урал» в конце марта открылась выставка учалинского художника Р Гайсина, продлится она по 14 апреля. Рамиль Гайсин — художник-пейзажист, живописец, участник зональных, республиканских выставок, Заслуженный работник культуры РБ. Его работы находятся в частных коллекциях во Франции, Германии, Финляндии, Украины, Казахстана и многих городах России. Творчеством начал заниматься в 1977 году. С 1981 г. является директором Детской художественной школы. Ведет большую творческую и просветительскую деятельность: с 1981 года руководит клубом художников «Радуга». Пейзажи Рамиля Гайсина лиричны и жизнерадостны, передают красоту родного края. Изысканность колорита, четкость рисунка, музыкальность ритма и живописная культура — все это черты прирожденного вкуса и ясного, чистого взгляда на мир. Его пейзажам свойственна про-странственность и воздушность, что является результатом пленэрных поисков. Например, зима — это особенное время года и жизни. В ее безмол

Айдар АБДУЛЛИН

...В галерее «Урал» в конце марта открылась выставка учалинского художника Р Гайсина, продлится она по 14 апреля. Рамиль Гайсин — художник-пейзажист, живописец, участник зональных, республиканских выставок, Заслуженный работник культуры РБ. Его работы находятся в частных коллекциях во Франции, Германии, Финляндии, Украины, Казахстана и многих городах России. Творчеством начал заниматься в 1977 году. С 1981 г. является директором Детской художественной школы. Ведет большую творческую и просветительскую деятельность: с 1981 года руководит клубом художников «Радуга». Пейзажи Рамиля Гайсина лиричны и жизнерадостны, передают красоту родного края. Изысканность колорита, четкость рисунка, музыкальность ритма и живописная культура — все это черты прирожденного вкуса и ясного, чистого взгляда на мир.

Его пейзажам свойственна про-странственность и воздушность, что является результатом пленэрных поисков.

Например, зима — это особенное время года и жизни. В ее безмолвии мы улавливаем пульс времени.

Но это не просто покрывало, укрывшее землю, но и атласное зеркало, что озаряет мир радостным светом небесного дня. Зима — это время, когда морозное солнце согревает землю красотой своих красок.

Незатейливый сюжет из будней сельской жизни показан в картине «Зимнее утро». Деревня. Безветрие и застывшая тишина охватили и без того неторопливый, размеренный крестьянский быт. Все оцепенело и замерло. Огромные заснеженные поля-огороды создают ощущение пустоты, одиночества. Но одиночество это не вселенское. Мы видим, что за «пустотой», сгрудившись, расположились крохотные домишки. Сгорбившиеся и съежившиеся, они, словно под натиском стужи, все глубже врастают в землю. И кажется, что одинокие, тонкие струйки дыма печных труб — это дыхание затаившейся под снегом земли. Перед нами восходит солнце. Зарево и порожденный им свет охватили небо.

Красно-лиловые и серо-сиреневые блики украсили землю. Перед нами январский снег: не первый и не последний. Его холодно-белая масса отражает тихий, мягкий свет. Художник придал снегу едва уловимый оттенок, и снег стал «теплым».

Это же состояние, но по-иному, передано в картине «Начало весны». Первое, мимолетное впечатление, очень яркое и сильное, вызвано завораживающим видом распустившейся сирени. Это чувство не покидает нас даже тогда, когда обнаруживается более глубокое, эстетически пережитое начало, воплощенное художником в этом полотне. Не цветы сирени, а красота берез в вечерних лучах морозного дня создали это поистине удивительное, радующее глаз зрелище. «Утро над р. Белой» — так назвал одну из своих работ Р Гайсин. Перед нами предрассветные сумерки. Остатки ночного тумана устлали серебристой дымкой долину реки и отроги гор. Все здесь привычно: деревенское стадо не спеша покидающее деревушку, прижимистые избы, уютно расположившиеся на крутом берегу. И все же нас что-то поражает... Божественная гармония!

Река. В ней отразилась первозданная чистота этого края. Перед нами не просто река, а крутой поворот. Но мы словно не замечаем этого. Плавный изгиб реки удивительно гармонично соединил три части картины: стадо, деревушку и горы. В разрозненных, но привычных нам вещах открылось нечто новое — сила единящая их. Мы не видим ее, но чувствуем и даже ощущаем.

Сказочная явь открывается нам в картине Р Гайсина «Осень в Башкирии». Тихая гладь воды и округлые берега, одетые в золото осени, создают настроение романтической мечтательности. И главное — она (мечтательность) не беспочвенна.

Здесь нет того, что отделяет наши сокровенные желания в мир фантазии: озеро и остров лежат у наших ног. Даже небо превратилось в дно белых облаков.

Интересно, как художникам удается нарисовать картину так, чтобы можно было сразу узнать ту или иную местность без особых примет?

— Увиденное надо пропустить через себя. Вот, например, намучился я с Байкалом. Пишу, а на этюдах получаются учалинские озера, но никак не алтайское озеро. Решил пожить я там некоторое время и только к концу второго месяца почувствовал его. Суров он, Байкал. Даже в названии слышится некая монументальность, — живописец Гайсин признается, что подобные поездки помогают художнику по-новому открывать для себя родные места. — Тот же, например, Калкан. Он всякий раз предстает по-новому вне зависимости от времени года. Дело даже не в особенностях владения кистью, а в видении объекта или предмета. Нужно постараться почувствовать настроение окружающего нас мира.

Тропинка — свет земли среди чащи леса. Отыскать тропинку и пройти сквозь лес может лишь тот, кто доверит себя, свою душу и тело зову бытия земли. Это и есть судьба, дарованная миром человеку. Человек входит в мир так, как это показал Р. Гайсин в «Лесной тропинке». Он видит красоту мира, и мы верим этому, ибо верим в истину прекрасного — истину, что озаряет мир радостью бытия.