Найти тему

5 запасных правил деловой переписки

1. Назвать человека коллегой — величайшее почтение и смирение. Вы демонстрируете, что видите и цените его вклад в общее дело. Без коллег по проекту никак не сделать супер. Я пишу заказчикам «коллеги», потому что они всегда главные зачинатели и соавторы рекламного текста.

2. Обязательно формально представляйтесь и здоровайтесь. В личку, да и на почту может написать всякий обалдуй, и вежливое формальное обращение от неизвестного сразу расслабит и настроит на рабочий лад.

3. В дальнейшем общении пространные формулировки не работают. Когда я писал длинно, типа «хотелось бы уточнить размер оплаты» — на это отвечали хуже, чем на «сколько платите». Прямой вопрос в простой форме помогает решиться потратить время на неизвестного человека. Обычно ответ дают быстрее и по делу.

4. Если клиент попросил перевести общение туда, где ему удобно — согласись, но предупреди, что там будет не так эффективно. Я смотрю Телеграм раза три в день, например. Могу там поговорить, но по проекту отвечать постоянно неудобно. Нет ничего хуже сидеть и постоянно проверять обычно не используемый канал связи.

5. Для всех уважение и забота проявляются по-разному. Кто-то кипит, что его письмо не прочли в 9 вечера, у кого-то самооценка трещит, если ему написали «вы» с маленькой. Держите свои границы, мои маленькие храбрецы, переписывайтесь так, как вы считаете правильным и не слушайте чужих советов. Для каждого комфортны и работают уникальные правила. И не нарушайте чужие границы. Добиться своего без давления и с готовностью получить отказ — это и есть искусство деловой переписки.