Я не готов утверждать, что по уровню лоббистских возможностей в строительной сфере нынешний состав правительства Нижегородской области имеет возможности, которые имела команда предыдущего губернатора, но в целом лоббистские способности Глеба Никитина выше. Это уже проявилось в ряде вопросов, связанных с промышленностью, с включением региона в федеральные программы.
Однако выделение федерацией в декабре столь большой суммы денег – более чем миллиарда рублей – на дорожное строительство обусловлено не лоббированием, а географическим положением нашей области.
Нижний Новгород является крупным транспортным узлом на пересечении широтного и меридионального транспортных коридоров – речь идет и о водном транспорте, и о дороге, идущей вдоль Волги на юг, которая пересекается здесь с дорогой из Москвы в Киров. Эти пути важны не только для нашего, но и для всех расположенных на их протяжении регионов. И здесь совершенно логично, что наведение порядка с транспортом в масштабах всей страны в первую очередь начинается с ключевых территорий.
Мы помним, как в свое время Путин инспектировал дорогу на Дальнем Востоке, которую стремились к этому моменту замкнуть, чтобы ликвидировать имевшийся разрыв, наличие которого было просто вопиющим недостатком инфраструктуры.
Конечно, по нижегородским дорогам худо-бедно ездить можно, но мы все знаем, и начавшаяся зима вновь дала нам возможность это наблюдать, как, например, в случае гололеда образуются многокилометровые заторы на напряженных транспортных магистралях. И выделение больших денег на то, чтобы движение здесь было нормальным в любое время года и при любых дорожных условиях, это совершенно логичный шаг с точки зрения государственных интересов.
От региона здесь требуются, скорее, не лоббистские возможности, сколько способность внятно донести в рамках существующей постановки вопроса на федеральном уровне те моменты, которые актуальны для нашего региона и которые могут быть увязаны с общей повесткой дня. Хотя нижегородцы в любом случае останутся в выигрыше, поскольку этими трассами пользуются и они сами, а не только большегрузный транспорт.
Теперь остается только наиболее эффективно организовать эту работу. Однако реконструкцией и ремонтом таких дорог занимаются крупные частные компании, а контроль осуществляет соответствующее управление автомобильных дорог. Роль губернатора и его команды на эти процессы минимальная.
Вот в случае строительства Южного обхода роль правительства была очень важна для оперативного решения вопросов по землеотводам и тому подобным необходимым бюрократическим процедурам. Скорость прокладки дорог в этом случае критически зависела от работы регионального правительства.
Что касается реконструкции существующих дорог, на которые Нижегородская область получила миллиард двести тысяч рублей, таких вопросов будет меньше. Но, возможно, где-то потребуется расширить дорожное полотно, что приведет к необходимости решать вопросы с имеющейся застройкой. Поэтому и на долю нынешнего правительства должен выпасть некоторый объем этой непростой работы, с которым оно, надеюсь, справится.
Дмитрий Скворцов