Ну вот из недавней практики Верховного суда Российской Федерации
В новой редакции Гражданского кодекса, в ст. 406.1, про возмещение потерь, в условиях их возмещения, должен быть определен размер возмещения потерь. Но Верховный суд в пленуме № 7 от 24.03.2016 говорит, можно и без установления такого размера.
Или разрешение оспаривание сделок третьими лицами, что Гражданский кодекс не допускает, а Верховный суд допустил – в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25. Или, в ст. 428 старой редакции Гражданского кодекса, было написано, что комерсанты не могут жаловаться на несправедливые условия договора присоединения, а ВАС РФ (RIP) в информационном письме от 13.09.2011 № 147 пишет, что могут.
Он сказал, что по общему правилу можно жаловаться на несправедливость условий, для комерсантов это исключение, но при этом, даже если мы оказываемся в зоне исключения, комерсанты, могут применить общую норму по аналогии закона, то есть мы берем общую норму и применяем ее по аналогии закона чтобы опрокинуть исключение.
Де - факто, получается, что суды просто взяли и поменяли закон. Похоже на откровенное опрокидывание закона? Немногие могут возразить - это все такое толкование закона судьями. Да, такое мнение возможно, но идти на этот шаг нужно когда в деле есть абсолютная и очевидная какая - то несправедливость или абсурдность, в остальных случаях нужно стараться менее радикально дергать закон, потому что правовая определенность это тоже важная ценность и она не важнее справедливости, целесообразности и так далее.
На эту тему вспоминается известная история описанная профессором Лунцем в монографии «Деньги и денежные обязательства. Юридическое исследование» про жуткую инфляцию в Германии, когда законодатель осознанно не включил в ГГУ нормы о существенном изменении обстоятельств, и верховный суд Германии, когда инфляция достигла миллионы процентов, пошел вопреки и сказал, что такая доктрина есть и начал менять условия договоров долгосрочной аренды в связи с тем, что просто марка обесценилась. Там был серьезный конфликт с парламентом и Верховный суд победил. Вот, это я понимаю. Это по-честному.