Традиции дарить друг другу открытки уже очень много лет. С чего же началась история русской праздничной открытки, как она менялась с течением времени? В нескольких постах мы обо всем э том расскажем.
В России открытки появились только в 1871 году и назывались они «открытыми письмами». Никаких картинок на них не было – только марка и текст. Печатать эти карточки имело право только почтовое ведомство.
А вот открытки с картинками появились только десятью годами позже. История поздравительной открытки в России началась с Рождественской открытки в исполнении лучших художников. привела к этому событию почти романтическая история!
Главный герой - студент Академии художеств Гавриил Кондратенко, который в поездке на этюды в Севастополь встретил сестру милосердия. Всю русско-турецкую кампанию она выхаживала раненых, а потом осталась без крыши над головой и средств к существованию. Молодого художника так потрясла история героини, что по возвращению в Пеьербург он организовал благотворительную выставку по сбору средств для помощи сестрам милосердия. Инициативу заметили при дворе. При содействии внучки императора Николая I, принцессы Ольденбургской Евгении создается «Санкт-Петербургский Попечительный комитет о сестрах Красного креста» (Община св. Евгении), с больницей, приютом для пожилых сестер милосердия и — издательством, которое занялось выпуском печатных альбомов, календарей и художественных открыток.
С 1894 года в России можно было не только выпускать открытки, изданные частными издателями, но и делать их иллюстрированными. И художественная открытка конца XIX века была настоящим произведение искусства! Издательство «Общины св. Евгении» привлекало и классиков, и «модернистов»: Илью Репина, Константина Маковского, Елизавету Бем, Сергея Соломко, Николая Самокиша и других. К Рождеству 1898 года была подготовлена серия открыток по акварельным рисункам. Открытки (тиражом в 10 тысяч экземпляров каждая) частью были помещены в конверты с подписью «В пользу Комитета попечения о сестрах Красного креста», частью продавались порознь. Раскуплены они были мгновенно, издательству пришлось повторить тираж.
Открытки «Общества» имели и культурно-просветительскую миссию. Скоро о них заговорили как о художественной энциклопедии эпохи.
«Впоследствии все эти многочисленные милые сцены будут, конечно, стоять с почетом в художественной истории нашего настоящего времени»
Художественный критик Стасов