О чиновниках из Клинцов, которые отправили своих детей на отдых в Турцию по путевкам благотворителей, говорит вся страна. Что за город Клинцы и как живут тут люди.
60-тысячный Клинцы второй по значению город в полутора миллионной Брянской области. Это совершенно не депрессивная глухомань. Вообще, на мой взгляд, города Брянщины выглядят существенно лучше малых городов в любом регионе Нечерноземья. Все более менее ухожено, без заброшки на центральных улицах.
Я живу в другой части области, Клинцы от меня далеко. Но пару раз я проехал по граничащему с Белоруссией аграрному западу области. Жизнь тут можно сказать кипит, по сравнению с моим лесным северо-западом.
Но почему бы я не стал жить в Клинцах? Это мои субъективные заключения, но основаны на том, что я стараюсь следить за происходящим в области, где живу. Тем более для меня это новый регион.
Криминальная статистика показывает, что Клинцы, вероятно самое неблагополучное в этом отношении место Брянщины. В октябре здесь случилось страшное убийство 15-летней школьницы. Ребенка убили фактически за мобильник. Убийца найден, но тема не выросла почему-то до уровня федерального хайпа.
Это не означает, что тут криминальный бедлам. Кроме того в индустриальных городах, (а Клинцы именно город индастриала, в частности тут находится один из двух крупнейших в стране автокрановых заводов), уровень преступности всегда более высокий, чем в сельской глубинке и в сонных малых городках.
Чем принципиально в лучшую сторону выделяется и Клинцы и вообще запад Брянской области от прочих районов региона? Здесь приличная такая деловая активность. Чем ближе к Белоруссии, тем развитее аграрный сектор. Здесь производится почти весь брянский картофель. Здесь развито более или менее частное садоводство. Мне эта тема близка, я занимаюсь малиновыми посадками. В нашей части региона полная глухота в плане деловой активности населения. В моем Жуковском районе не к кому съездить, чтобы набраться опыта в обращении с той же малиной, или посмотреть как работает круглогодичная теплица.
Здесь совсем другое дело. Все растет, все работает, народ активный, почти как на юге.
Но что еще тут похоже на южный формат, это криминализованность и коррумпированность местных элит. И это довольно таки не типично для области. Еще с 90-х годов пограничное положение города с одной стороны создало возможности для сравнительного экономического благополучия, с другой, жесткой криминализации. Отсюда, например, шел один из основных каналов перегона бу автомобилей из Европы и Белоруссии в Россию. Многие местные могут рассказать свою историю о том, как машины оформляли на них, поскольку это зона поражения чернобыльской аварии, а население таких территорий имело бесчисленное множество льгот. Одна из них - ввезти в страну для личного пользования автомобиль по льготным ставкам растаможки. Бизнес процветал.
Здесь же, впрочем как и в соседнем Новозыбкове и других районах, попавших в зону поражения аварии, была реализована одна из самых великих афер современной России. Речь идет о махинациях с жильем в чернобыльской зоне. Многие покупали за копейки брошенные дома в деревнях, элементарно приводили их в порядок, а потом "переселялись" за госчет, получив соответствующие компенсации. В последние годы большинство этих мутных схем реализовать не получается, льготы планомерно отменяли, но вокруг каждой из таких ниш оформлялись ОПГ, которые по сути держали город под контролем.
Чиновники, оказавшиеся в центре скандала с путевками, скорее всего в ближайшие дни будут уволены, скандал слишком широк. Но здесь сереьзная проблема - на кого их заменить? Весь так сказать "кадровый резерв" местный, это столь же коррумпированные чиновники, которые уже оказывались фигурантами скандалов на областном уровне. Например, сейчас в Клинцах обсуждают одну из возможных кандидатур. Юрий Никулин, первый заместитель главы администрации города. В 2016 году он был начальником ИК-6 в Клинцах (учреждение пенитенциарной системы), когда из-за пыток, и организованного начальством конфликта между осужденными, произошли волнения. Никулина отправили в отставку, дали работу директора спортивного комплекса. Но недавно чиновник с очень противоречивой в городе репутацией, пришел на работу в администрацию. И это еще не самое худшее - в глубинах местного кадрового резерва легко обнаружить совсем уж братков из 90-х.
Одним словом, как везде в России. Спокойно и без криминала там, где жизни нет. Если в городе есть экономическая активность, живая жизнь, тем более если недалеко граница, то в нем все еще пусть не 90-е, но нулевые годы. Все в одной банке - воры, менты, прокуроры, бюрократы.