В этот мир я пришла в 1947 году в родильном доме в Плетешковском переулке. В этом родильном доме в ту февральскую неделю родились трое детей, и через семь лет они оказались в одной школе.
Наша школа №349 находилась в в 1-ом Басманном переулке. Это бывшая женская гимназия. В 1954 г. женскую и мужскую школы объединили, и я пошла в первый класс учиться вместе с мальчиками. Но старший брат отучился в мужской школе 6 лет, она находилась в Токмаковском переулке.
Жили мы на Новой Басманной в доме №31. Дом строился в 1911-1913 гг. и был доходным. Раньше на этом месте стоял деревянный дом, в котором располагался знаменитый на всю Москву, пансион Чермака, снимавший помещение у княгини Касаткиной-Ростовской. Именно в тех стенах с 1834 по 1837 гг. получал знания будущий писатель Ф.М. Достоевский вместе со своими родными братьями Михаилом и Андреем.
Квартиры в доме были большие, по 7-8 комнат (от 16 м2 до 30м2), длинный коридор, вместительные ванная комната и кухня (25-30 м2), а вот туалет - один. В каждой комнате жила семья из 3-5 человек. В 1963 году мы переехали на Нижнюю Красносельскую, однако, наша семья поддерживала отношения с прежними соседями. Люди были добрые, отзывчивые и помогали друг другу бескорыстно.
Как мы любили местных парки и сады! Это, конечно, Сад им. Баумана и Сад Малютина на Новорязанской улице.
Сад им. Баумана очаровывал своим большим гротом и территорией: мне тогда там казалось, потому что детская площадка у дома 31 была маленькая. Там впервые зимой меня папа поставил на коньки в 5 лет. Нравились концерты с живой музыкой, которые устраивались на эстраде парка. Многое в парке изменилось. Но очень радует, что сейчас он не утратил привлекательность для детей и взрослых.
В Саду Малютина мы гуляли соседским мальчишкой – погодкой. Папа его занимался фотографией и часто фотографировал нас. Там было много садово-парковых скульптур, и, конечно, Ленин и Сталин. Ленин был мальчишкой, как на "звездочке". Назвали этот парк в честь купца первой гильдии, владельца текстильной фабрики в селе Раменское Павла
Павловича Малютина, усадьба которого находилась на этом месте.
Николай Варенцов так рассказывает о Малютине: «Павел Павлович был довольно высокого роста, с какими-то странными глазами, как бы конфузящимися, с болезненной желтизной на лице, говорил тихо, и во всей его фигуре чувствовалась нервность и мнительность. Жил он на Красносельской улице в большом доме товарищества, пользуясь в нем двумя комнатами во втором этаже. Чтобы попасть к нему, нужно было пройти большую залу, с заметным колебанием пола от ветхости балок. Его родственник Воронин, по специальности архитектор, настаивал на обязательном ремонте дома, но не мог убедить в этом своего дядюшку, не решавшегося затрачивать на это деньги и согласившегося только на постилку досок, пересекающих залу от входа в нее до его комнат, и тем уменьшил риск от неожиданного провала с балками и накатом в нижний этаж. Павел Павлович не тратил денег на покупку этих вещей для себя, но приходил к брату и из его вещей выбирал себе, что нужно, пользуясь тем, что его фигура тела походила на братнину, считая это компенсацией ненужными для брата поношенными вещами за уплачиваемое ему жалованье. Павел Павлович не имел лошадей, его способом передвижения была преимущественно конка, и он помещался на империале ее, не обращая внимания ни на какую погоду. Было замечено, что он, выходя из дома, торговался с первым попавшимся извозчиком, давая ему значительно ниже, чем тот просил с него, шел пешком до Елохова, где опять торговался с извозчиком, подавая уже на 5 копеек дешевле, считая, что он прошел пешком на эту сумму и, дойдя до Разгуляя, а даже до Земляного вала, все понижал свою ставку, садился на конку и доезжал за 3 копейки до Ильинских ворот, вполне довольный своей экономией» (1)
Сейчас это совсем маленький сквер, но в нем остались столетние тополя. Дом Малютина сохранился до наших дней. Правда, после реконструкции там размещается бизнес-центр.
(1) По материалам https://stapelia2784.livejournal.com/5606.html
Текст: Эльвира Новикова, Ольга Пичугина
Фото: архив Людмилы Мурковой