Российский рынок электромобилей делает только первые шаги. Несмотря на то, что основные отечественные производители уже приступили к производству электромоделей и даже концерн «Калашников» заявил о своих амбициях на авторынке, реальные объёмы продаж – около ноля.
А в это время в Европе.
Испания к 2050-му году намерена полностью избавиться от бензиновых и дизельных автомобилей. Там уже пишут соответствующий закон. Все муниципалитеты с населением более 50 тысяч человек уже к 2023 году обязали определить специальные зоны для экологически чистого транспорта.
В том же направлении работают правительства Великобритании, Франции, Дании, Ирландии, Германии, Голландии и Норвегии.
При ближайшем рассмотрении выясняется, что темпераментные испанцы с чопорными британцами, отнюдь не самые торопливые. Французы вводят запрет на продажу бензиновых авто с 2040 года, немцы, ирландцы, датчане и голландцы с 2030, а неторопливые и обстоятельные норвежцы уже с 2025 года. Именно так ровно через 6 лет одна из стран Скандинавии, имеющая общую границу с Россией станет зоной свободной от двигателей внутреннего сгорания.
Позиция Евросоюза.
К 2021 году довести средний показатель по содержанию углекислого газа в выбросах автомобилей до 95 граммов на километр. При таком значении норма потребления моторного топлива составит 4,1 литра бензина и 3,6 литра дизеля на 100 километров.
К 2030 году целевой показатель, установленный новыми предложениями Еврокомиссии – 35% от всего автопарка стран ЕС должны составить гибриды и полностью электрические автомобили.
В США бал правит TESLA.
Знаменитый производитель электрокаров бросает вызов и Трампу, и Департаменту Энергетики, и самостийной Техасщине, которые совместными усилиями пытаются сохранить угольную энергетику, вкладывая сотни миллионов долларов в поиск приемлемых технологий добычи и использования угля для производства электричества. Пока это оборачивается больше скандалами, о которых не без некоторого удовольствия рапортует офис генерального инспектора. Только по одному эпизоду на «нецелевые расходы» улетело не менее 2,5 миллионов долларов, а технологий так и не появилось.
Зато у Маска появилась 5-я модель электрокара - Tesla Y. Пока известно только то, что это родстер и купить его ранее 2020 года не получиться. У TESLA просто нет площадки для производства этой модели.
Тем временем, от восточного до западного побережья США, а также в Азии, Европе и Среднем Востоке, Илон Маск успел расставить 1386 зарядных станций, на которых 24 часа, семь дней в неделю доступны 11583 зарядные станции. Эту часть своего проекта TESLA завершённой не считает. Новые зарядные станции появляются постоянно, а количество неохваченных регионов, даже в США ещё велико.
После того как в линейке электрокаров от лидера рынка появится пикап, а его Илон Маск уже анонсировал, потребность в зарядных станциях вырастет многократно.
Азия может и обогнать.
Японцы, корейцы, китайцы… Только перечисление автомобильных марок займёт целый абзац. Но ещё и Казахстан. Модель JAC iEV7S выпускается на заводе «СарыаркаАвтоПром», группы компаний «Аллюр», в Костанае. Запас хода 280 км, ёмкость батареи 39 кв/ч, цена стартует от 25,3 тысяч, долларов.
С учётом страданий жителей Поднебесной, задыхающихся от смога и болезненной страсти Сингапурцев и Южнокорецев к чистоте и живой природе, а также учитывая научный потенциал их вместе и японцев, можно не сомневаться, что скорость, с которой азиаты начнут пересаживаться на электрокары уже скоро окажется выше и европейской и американской.
Так, что в России?
Около ноля. По данным агентства «Автостат» за 10 месяцев 2018 года в пространстве от Балтики до Тихого океана, появилось 112 штук электромобилей. И это на фантастические 56% больше, чем за аналогичный период 2017 года. При этом практически все экземпляры – импортные.
Всего на 2018 год в России имеется 2500 электромобилей. Преобладают азиаты Nissan Leaf и Mitsubishi i-Miev. Культовая Tesla едва преодолела отметку в две сотни.
Крупнейший отечественный производитель «АВТОВАЗ» свой первый электромобиль - LADA El lada выпустил ещё в 2012 году. Сейчас информацию об этой модели на сайте компании найти невозможно. Но есть упоминание о модели LADA Vesta EV от 2016 года.
Разумеется, невозможно не вспомнить о проекте AURUS, но только в том смысле, что это не полноценный электромобиль, а гибрид и TESLA – дешевле. Кроме того, «кремлёвский» броневичок придётся ждать от полугода и больше. Такое не каждый выдержит.
Впрочем, пока не выдерживают только бюджеты мегаполисов.
Российские столицы задыхаются от пыли и несут миллиардные убытки из-за ускоренного закопчения фасадов. При этом мало кто из горожан задумывается, что то, что видно на штукатурке, граните и мраморе – это, в том же количестве и в лёгких москвичей и петербуржцев. Убытки от вреда здоровью – вообще никто не считал.
Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Мэрии Москвы Антон Кульбачевский, считает возможным сократить количество пыли в воздухе на четверть, если мегаполисы откажутся от электромобилей.
Даже пессимистическая оценка, данная экспертом – 10% снижения пыли, может дать существенный эффект. Чище станут не только стены, но и лёгкие.
Эксперты фонда «Сколково» и национальной технической инициативы «Автонет» призывают расширить льготы для владельцев электромобилей. Например, предоставить им право бесплатного проезда по платным автомагистралям и возможность использовать для движения полосы, выделенные для общественного транспорта.
Впрочем, обе идеи немедленно раскритиковали и в ГИБДД, и в Департаменте транспорта столицы и в компании «Автодор».
Что касается реальных возможностей для роста рынка электрокаров в России, то, видимо придётся дождаться появления полностью электрических моделей от немецких автоконцернов и расширения линейки доступных азиатских моделей. Тот же Volkswagen уже представил платформу электрического привода – MEB, на базе которой к 2022 году планирует создать не менее 27 моделей электрокаров в нижнем и среднем ценовом сегменте. К 2020-му году, только в Германии концерн планирует ежегодно продавать не менее 150 тысяч электромобилей.
Свою роль должны сказать и разработчики электроаккумуляторов. Пока это самый дорогостоящий элемент в автомобиле. Свои наработки есть в Южной Корее, в Японии, в США, в Китае и в России. Однако, когда эти разработки дойдут до серийного производства, никто не сообщает.
В России есть мегаполисы и расстояния.
Бум продаж электрокаров в российской глубинке, если и случиться, то точно не в ближайшие 10 – 15 лет. Для тех, кто вынужден регулярно выезжать за пределы больших городов крайне важны: надёжность, возможность быстро пополнить запасы топлива и не замёрзнуть. Всё это может дать только двигатель внутреннего сгорания.
Электроаккумуляторы на морозе быстро теряют ёмкость. При этом чем ниже температура окружающего воздуха, тем стремительнее разряд. В бензиновом автомобиле ещё есть шансы. Можно попросить «отлить чуток до АЗС», а можно, в крайнем случае разжечь остатками бензина костёр – поехать не получиться, а согреться можно. С электроавтомобилем таких возможностей нет.
Есть ещё гибриды. Для многих они могут быть привлекательны. В городе можно ездить на электротяге, а за городом на топливе.
Иначе никак.
В мегаполисах ещё несколько лет будут идти споры о возможности введения запрета на ДВС, но чем дальше, тем больше горожан и чиновников будут склоняться к тому, что горожан нужно пересаживать не на газ, а именно на электромобили. За ростом количества сторонников будет расти и список возможных ограничений на использование ДВС.
Учитывая, пока ещё высокую, стоимость электромобилей, одним из очевидных вариантов, может рассматриваться запрет на использование бензиновых и дизельных авто в такси. Даже эта мера может вызвать взрывной рост на микроскопическом российском рынке электрокаров. Только в Москве и Санкт-Петербурге в такси работает не менее 150 тысяч автомобилей. Если прибавить к ним такси других российских миллионников, получится огромный рынок, на удовлетворение потребностей которого потребуется несколько лет.
Вадим Сафонов.