Поехали мы как-то из Новосиба на Алтай. Сначала планировали проехать по правому берегу Катуни до Куюса и водопада Бельтертуюк, а потом по Чуйскому тракту в сторону Ташанты – до куда успеем.
До этого были только на Телецком. Тогда поездка прошла без происшествий (но машина была другая).
В этот раз уже на подъезде к Чемалу появился негромкий гул от колеса. Заселились в гостиницу чуть дальше за Чемалом.
Поехали смотреть остров Патмос
и Чемальскую ГЭС.
Когда возвращались, гул усилился и к нему начал добавляться хруст.
Захрустел ШРУС (для не автомобилистов: шарнир, передающий крутящий момент на колеса и обеспечивающий их равномерное вращение). Теоретически с такой поломкой можно ездить еще некоторое короткое время (чтобы добраться до СТО, например), но путешествовать на дальние расстояния, конечно, уже не получится, так как заклинить колеса может в любой момент.
СТО с нужными запчастями, да и вообще СТО, рядом не было; сети мобильной связи тоже отсутствовали, из всех сим-карт разных операторов работала только МТС. Спасибо ДубльГису – нашли какое-то СТО в Горно-Алтайске, позвонили туда, и несказанно повезло – нужные запчасти были в наличии.
На следующее утро поползли в Горно-Алтайск, навигатор напряженно отсчитывал километры, очень не хотелось не доехать. Навсегда запомнилось, что расстояние между той базой, на которой мы останавливались, и СТО на Коммунистическим проспекте в Горно-Алтайске – 100 км.
Ремонт продлился часа три.
Я в это время гуляла в Парке Победы.
Наконец, машину починили, и мы поехали обратно в Чемал.
Раз уж ехали мимо, решили посмотреть на Камышлинский водопад. Он находится на левом берегу Катуни. На левый берег можно попасть по пешеходному подвесному мосту в районе Барангола. Проход обычно платный, но был май, туристический сезон еще не начался, да и, вдобавок, уже смеркалось. На базе, где расположен вход на мост, шли ремонтные работы, и были только рабочие. Спросили, где платить, они ответили: «Нет никого, проходите так».
Пройдя по мосту, мы пошли по указателям с обманчиво указанным расстоянием – то больше, то меньше. Всего шли километра два, минут 20-25. И вот, добрались до водопада.
Не понравилось, что там все исписано туристами. Почему дома на бумажке свои каракули нельзя оставлять, что за самовыражение?! От того, что люди увидят эту писанину, этот «писец» не прославится, а только икать начнет…
Начинало совсем темнеть, назад пришлось идти очень быстро, чтобы не остаться тут в лесу.
На следующий день мы поехали до водопада Бельтертуюк, расположенного за поселком Куюс.
По дороге думали посмотреть водопад Чек-Чкыш, но не поняли, где его искать. Проехав мимо вот такой таблички, не сразу подумаешь, что она указывает на водопад неподалеку.
Водопад Чек-Чкыш мы-таки посмотрели, но только на следующий день после просмотра фоток, на которых и был замечен этот вопиюще живописный «информационный» щит.
Возле этого водопада,
в звенящей тишине гор
становится как-то не по себе, как-то неуютно, хочется побыстрее оттуда уйти. Там же словила клеща, они откровенно прыгали по траве в ожидании забредших сюда коровок, ну и людей.
По пути к Куюсу видели остатки недостроенной Катунской ГЭС за селом Еланда.
До Еланды дорога асфальтированная, а дальше – грунтовая. До Куюса доехали без проблем. Село отмечало свой 400-й юбилей.
Вода из колонки показалась такой вкусной, а жители смотрели, как на инопланетян – они, наверное, ее не кипяченную и пить-то боятся.
За селом дорога испортилась, если не сказать закончилась для таких колес, которые стояли тогда на машине.
Колеса были для шоссе, а не для внедорожья, и одно из них почти незамедлительно вот на этом месте повредилось:
Колесо было заменено на запаску, но до водопада мы так и не доехали, так как не знали, сколько еще ехать, а запасных колес больше не было. Мимо проехала пара еще более мелких и низких машин, и они без проблем доползли до водопада и возвращались назад, а мы водопад не посмотрели.
По этой стороне Катуни так и доездили на запаске, а когда переехали на другую сторону и другую базу (в селе Черга),
нашли, наконец, шиномонтаж, где нам поставили на колесо «гриб», так как дырка оказалась не маленькой, но с этим колесом мы нормально съездили за перевалы (Семинский и Чике-Таман)
до слияния Чуи и Катуни
и чуть дальше до места, где на скалах где-то есть петроглифы, но их мы не нашли.
Когда-нибудь поеду вновь, чтобы досмотреть упущенное.