Найти тему
"Деловой Донбасс"

Бизнес в ДНР. С чем экспортёры Донбасса встретят Новый год?

— А что это за звуки, вон там? — спросила Алиса.
— А, это чудеса, — равнодушно пояснил Чеширский Кот.
— И что же они там делают? — поинтересовалась девочка.
— Как и положено, — Кот зевнул. — Случаются.
— А что это за звуки, вон там? — спросила Алиса. — А, это чудеса, — равнодушно пояснил Чеширский Кот. — И что же они там делают? — поинтересовалась девочка. — Как и положено, — Кот зевнул. — Случаются.

В современном мире есть два основных пути развития экономики для страны:

  • максимальная интеграция в мировой рынок с предложением от себя наиболее конкурентоспособных товаров и услуг, а взамен – получением товаров и услуг, производство или оказание которых невозможно на локальной территории или экономически нецелесообразно.
  • изоляционизм (добровольный или вынужденный). В таком случае государство перестаёт быть участником процесса международного рынка и лишается тех товаров/услуг, которые не может произвести/оказать самостоятельно.

И первый и второй способы развития имеют множество различных вариаций существования, которые связаны как с политическими (военные действия, санкции, торговые союзы), так и чисто экономическими обоснованиями (отсутствие ресурсов/технологий/кадров), и как ни странно, оба имеют положительные и негативные стороны. Для мирного времени предпочтителен первый вариант – как говорится от каждого по возможностям и каждому по оплаченным счетам, когда государство за счёт имеющихся эксклюзивов может позволить приобретать себе и гражданам не только хлеб насущный, но и айфоны с пармезанами – за неимением собственной технологии производства оных. Негатив от такого пути развития – сильная зависимость от внешних рынков, при резком закрытии которых, страна (в зависимости от своей специализации в мировом рынке) может лишиться ЖИЗНЕННО важных товаров (например – энергоносителей или средств обороны), что может привести к полному коллапсу экономики (как пример не очень удачного развития можно привести страны Африки, которые вроде бы и не в изоляции, но скорее мировая экономика потребляет их, а не они - её блага. Как пример удачного вовлечения в мировую экономику – однозначно, Сингапур, которому благоприятные условия географического положения и мировой политической конъюнктуры позволили стать международным торговым и финансовым центром). Второй способ, при кажущемся явном негативе, имеет одну очень сильную сторону – если государство стало (или его поставили) на такой путь развития и оно до сих пор живо, то такое государство мобилизовано и пусть худо-бедно, но может обеспечить свою выживаемость, обеспечить собственный прожиточный минимум (как пример сравнительно удачного опыта современного государства в изоляции можно привести Иран, в качестве негативного примера – современную КНДР, в качестве среднего варианта – Кубу, жители которой, похоже, забили на внешние обстоятельства и наслаждаются климатом острова).

-2

Деловые персы, худые корейцы, довольные кубинцы

Волею обстоятельств в мировой геополитике, Донбасс стал на путь развития в условиях частичной изоляции и отсутствия непосредственного и свободного доступа к мировым рынкам, благодаря сильной любви со стороны Украины. Но изоляция эта не полная, так как у нас есть собственный кусок границы с Россией, к которому Украина доступа не имеет. А так как живём мы не на Кубе, где можно наслаждаться климатом и кушать бананы, и не в Африке, где её исконные жители никогда не знали особых благ цивилизации, не зная, что такое жить в достатке, а также, пока мы не пошли путём Северной Кореи и сами себе все не запретили, для сохранения необходимого уровня жизни нам срочно необходимо врываться в доступные нашему государству внешние рынки, основным из которых является рынок Российской Федерации.

В данной статье я постараюсь (исходя из собственных знаний и соображений) описать те проблемы, которые мешают победному шествию товаров из ДНР по просторам России.

Стоит отметить, что основные проблемы, перечисленные в данной статье, успешно решены для одного предприятия – ЗАО «Внешторгсервис», но остальные предприятия продолжают как тот Ёжик в тумане брести в поисках выхода из ситуации.

Проблема №1. Непризнанность государства и боевые действия.

-3

На этом вопросе мы надолго останавливаться не будем – и так понятно, что числясь изгоями в мировом сообществе много не добьёшься, а имея на ¾ границы, по сути своей, враждебное государство, которое хотя и заявляет о своей неуёмной любви к нам, тем не менее, продолжает делать все для того, чтобы экономику местную придушить – сложно говорить о росте таковой. НО мы будем об этом говорить, так как приблизительно на ¼ собственной границы у нас есть сильный союзник.

Среди позитивных достижений последнего времени можно указать, что Россия начала признавать наши сертификаты качества (выданные Республиканским центром метрологии и стандартизации), а Торгово-промышленная палата начала выдавать сертификаты происхождения, что мелочь пока (при существующем ворохе проблем), но мелочь приятная.

Проблема №2. Себестоимость товаров производства ДНР и ограничения Российской Федерации.

-4

Эта проблема имеет как чисто экономические корни, так и сугубо политические.

Даже произведя товар на территории ДНР, предприниматель не может быть полностью уверен в том, что его продукция будет востребована на территории Российской Федерации. Раньше, продукция Донбасса и Украины в целом, была конкурента на территории России за счёт нескольких факторов – более дешёвой рабочей силы и дешёвого сырья (не всегда добываемого на территории Украины, а просто импортируемых в Украину с более низкими пошлинами). Сейчас чтобы что-то произвести, нам необходимо изначально завезти сырьё из России (уже значительно дороже) или из третьих стран, через территорию России (используя чистые импорт/экспорт, или транзитные/реэкспортные схемы).

Это причины, которые можно объективно отнести к сугубо экономическим. Но практически все экономические проблемы имеют первопричину политическую. А политическая причина у нас одна – для России мы официально Украина со всеми вытекающими запретами, заградительными пошлинами и прочими радостями «партнёрских» отношений на грани войны. Как бы это ни звучало парадоксально, практически любая санкция со стороны России к Украине, автоматически скажется на ДНР/ЛНР, если не будет оговорено отдельное какое-то решение по нам.

В этой политической части сильно страдают наши пищевые производства, мясоперерабатывающие заводы, а также, производители бакалейных товаров и некоторых сельскохозяйственных культур (например, гороха, которого в прошлом году у нас вырастили немало, а Россия потом закрыла импорт) импорт которых прямо запрещён в Россию. Правда, сейчас ходят слухи о том, что Россия все-таки понемногу меняет подход к нам, и эта дверца скоро должна открыться. Но пока не поступили конкретные факты, это слухи.

Следующей проблемой является тот же «украинский» (как для государства, не входящего в СНГ) подход к нашим товарам, выражающийся в применении помимо стандартной таможенной пошлины и НДС, дополнительных индикативов, которые напрочь убивают экономику любой поставки в Россию. Это касается уже товаров промышленного назначения. Приведу пример из реальной жизни, этого года (НДС в примере 18%, на момент просчёта он ещё не повышался).

Одно из предприятий ДНР занимается производством промышленных отопительных котлов. Себестоимость такого котла тут составляет приблизительно 300 тысяч рублей, чтобы покупатель в России его получил, необходимо понести затраты по следующим статьям – транспорт, услуги брокеров, сертификация, таможенная пошлина и НДС. Пошлина 10%, НДС тогда ещё был 18% (сейчас будет 20), транспорт и прочие расходы 150 тысяч рублей, а НДС и пошлина в совокупности 95 тысяч рублей. Итоговая стоимость котла в РФ получалась 550 тысяч рублей +/-, что вполне устраивало покупателя в России. Но, так как страной производителем в документах значится Украина, российская таможня потребовала производить расчёт стоимости котла для определения размером НДС и пошлины, исходя из следующего индикативного показателя – 4 американских доллара за килограмм веса изделия. Что это означает? А то, что при весе котла в 5 тонн, его стоимость повышалась до 20000 американских долларов, соответственно только размер пошлин и НДС стал превышать фактическую стоимость котла!

Естественно, что сделка не состоялась, а наш производитель остался без покупателя.

Для мелких производителей ситуация и того хуже, ведь для них уже стоимость услуг посредников и специализированных специалистов (брокеров и пр.) + транспортные расходы по территории необъятной России делают многие поставки нерентабельными.
Среди успешно работающих предприятий, работающих на территории ДНР и экспортирующих свою продукцию в Россию можно назвать Ясиноватский машиностроительный завод и Донфрост (бывший NORD) 

-5
-6

Проблема №3. Отсутствие стратегического понимания, что мы можем производить из востребованных на рынке РФ товаров.

— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
— Мне все равно... — сказала Алиса.
— Тогда все равно куда и идти, — заметил Кот.
— Только бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса.
— Куда-нибудь ты обязательно попадёшь, — сказал Кот. — Нужно только достаточно долго идти.

Данная проблема носит основополагающий характер, так как не зная, что мы можем произвести и главное, куда и кому мы можем продать произведённый товар – тяжело принять правильное решение, и уж, тем более, выполнить его. Довоенный Донбасс славился как регион, в первую очередь, шахтёров и металлургов, что не очень актуально для территории, подконтрольной на данный момент правительству ДНР. Наш уголь в России не самый востребованный товар, а непрозрачность схем его реализации порождает неизвестное количество посредников, которые снимают основную маржу, оставляя его добытчикам не так уж и много денег, точнее совсем уж немного их оставляет. Металлургия – ниша высококонкурентная и прежние владельцы металлургических предприятий стремились замкнуть на себе весь цикл производства металла – от добычи руды и углей, производства кокса до литья конечной продукции. Следовательно – угледобыча и металлургия сейчас не самые сильные наши стороны.

В чем мы можем поискать для себя лучшей судьбы? А в следующих отраслях – химическая промышленность, машиностроение, лёгкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство, фармацевтика, ай-ти сфера и все, что связано с экспортом услуг и работой на аутсорсинге (проектирование, программирование, дизайн, организация работы колл-центров, выполнение строительных подрядов на территории РФ). Для старта такой работы в промышленном секторе необходимо налаживание сотрудничества в режиме переработки, когда изготовленная здесь продукция будет автоматически считаться российской, а ещё – нужно политическое решение ОБЕИХ сторон диалога на запуск такого сотрудничества для ВСЕХ предприятий, а не только группы ВТС. Важно понимать, что в рамках Украины мы были Востоком, в рамках России – мы самый непосредственный Юг, следовательно, не стоит списывать со счетов возможности наших сельхозпроизводителей, а если к ним организовать ещё достойную переработку этой продукции, мы точно получим стабильно работающую статью экспорта.

Для того, чтобы запустить производство и последующий экспорт, нужна каталогизация предприятий ДНР, их нынешних и теоретических (заявленных) возможностей по производству различного рода продукции, после чего должен быть произведён системный анализ статей импорта товаров в Российскую Федерацию и поиск своей ниши там, с учётом собственных возможностей. Стоит отметить, что с первой задачей достаточно работает Министерство промышленности и торговли ДНР, не очень давно были запущены проекты – «Экспортный каталог ДНР», а также «Каталог промышленного потенциала ДНР», в первом много продукции с вызывающим сомнение экспортным потенциалом, во втором – масса устаревших данных и неточностей, при обзвоне многих предприятий – на том конце провода отмечают, что производством указанной продукции не занимаются или вообще – не отвечают. Также, чуть больше года назад была запущена в работу Торгово-Промышленная палата ДНР, которая в последние месяцы начала работу установлению связей с ТПП регионов России, за что им почёт и уважение, но время не нашей стороне. А вот всеобъемлющего анализа ниш российского импорта, где используются товары с высокой добавочной стоимостью, по крайней мере, в открытом доступе у предпринимателей ДНР нет. Наличие условного «Путеводителя по экспорту» помогло бы сориентироваться не только предприятиям государственного сектора, но и огромному количеству мелких и средних производителей.

Проблема № 4. Начинающийся или текущий уже кадровый голод.

-7

— Что ты хочешь?
— Я хочу убить время.
— Время очень не любит, когда его убивают.

Радость и рабство не уживаются под одной крышей

Чем дольше будет тянуться ситуация с развитием экономики региона, тем острей будет становиться эта проблема. Люди просто разъезжаются в поисках лучшей судьбы, находя уже в соседней Ростовской области более приемлемые условия для работы, хотя уезд в Ростов не так критичен – человек не отрывается от родного дома надолго, работать можно условной вахтой, на выходные возвращаясь в Донецк и другие города ЛДНР. При первых позитивных сигналах о восстановлении работы предприятий и улучшении условий работы на них, такие не очень далеко уехавшие могут вернуться, что уже не так однозначно для тех специалистов, что находят себе работу где-нибудь на Урале, в Якутии, Дальнем Востоке, да и тех же Москве и Питере. Россия готова поглотить практически все наше работоспособное население, что для выживания нашего региона просто неприемлемо.

Стоит отметить, что данных о том, сколько людей уезжает – нет, а официальная статистика входит в противоречие сама с собой, с одной стороны сообщается, что население ЛДНР чуть ли не больше, чем до войны, с другой – на всех государственных предприятиях отмечают нехватку квалифицированных кадров. Не будем же допускать, что мы тут все отупели за годы войны, а не просто от неё уехали?

 Проблема № 5. Инертность предпринимателей и собственников средств производства в условиях неопределённости и частичного непринятия многими самой идеи ДНР.

-8

Некоторые не видят выход, даже если найдут.
Другие же просто не ищут.

Последняя проблема является следствием первой. В условиях войны многие предприниматели заняли выжидательную позицию, некоторые боятся афишировать свою работу на территории ЛДНР, опасаясь за свои активы на украинской стороне, которая так или иначе деятельность здесь мониторит.

Но бывают и совсем из ряда вон случаи, когда на предприятия приходят российские покупатели, а им отказывают в работе. Как пример: к нам в редакцию в начале года написал один руководитель одного торгово-производственного предприятия Свердловской области с запросом, чтобы мы помогли найти производителя шахтной установки (стоимость в несколько миллионов рублей), так как предыдущие контакты, указанные в разных справочниках были не актуальны и стоял вопрос о том, не разрушено ли предприятие в принципе. Я связался с представителями Минпромторга, которые мне дали контакты необходимого предприятия, от боевых действий это предприятие не пострадало, но простаивало – нет заказов, штат в отпусках. Чтобы не быть испорченным телефоном в этой ситуации – обменял стороны контактами и через месяц поинтересовался у россиян – какова судьба общения. Ответ обескуражил – наше предприятие даже обсуждать не захотело условия поставки, цены, вообще любое сотрудничество – мол они своих покупателей знают, а вас не знаем. Так победим?!  

Это один из примеров, который прошёл лично через меня. Есть ещё масса схожих и не очень историй от знакомых, близких к теме внешнеэкономической деятельности, как-то требование откатов за продажу! товаров; нежелание принимать объективную реальность (что так, как прежде – уже не будет) и откровенных – идите вы своим ДНР подальше. Такое тоже бывает. 

Это первая часть материала, посвящённого проблемам экспортёров ДНР, в которой мы попытались перечислить те проблемы, которые так или иначе связаны с войной и политикой, и не касались банального отсутствия оборотных средств для запуска производства. Во второй части мы изложим своё видение основных путей решения этих проблем, видение это появилось опять же в результате общения с нашими предпринимателями – производственниками и надеюсь, отразит их представления о путях выхода из сложившейся ситуации.

А вывод к первой части публикации печален. К сожалению, спустя почти пять лет войны, так и не удалось наладить взаимовыгодное сотрудничество нашего региона с Россией, которая несомненно нас поддерживает, но рынок свой не открывает. Если вспомнить начало всей майданной истории Украины, то формальным поводом для начала трагедии послужили разногласия по выбору путей экономической интеграции Украины – или в Европейский Союз (подписав соглашение об ассоциации) или в Таможенный Союз. На нашей маленькой территории можно и нужно показывать, что с Россией лучше, с Россией выгодней, с Россией – понятней и ближе. Ведь об этом же недавно говорил Сергей Лавров, заявляя о том, что признавать ЛДНР не будут, так как Россия борется за всю Украину. Может быть бороться станет легче, если исходить из перечисленных выше соображений? Пока этого не произошло.

С надеждой на светлое будущее, Волобуев Николай.