Найти тему
Дима с Холмов

Основы проектирования интерфейсов - часть вторая

Оглавление

< Часть первая

Предвосхищение

Приложениям следовало бы пытаться предугадывать потребности и нужды пользователя. Не ожидайте, что пользователи будут выискивать или собирать информацию, или вспоминать подходящий инструмент. Дайте им всю информацию и инструменты необходимые на каждом шаге процесса.

Самостоятельность

Компьютер, интерфейс и среда задачи целиком «принадлежат» пользователю, но независимость пользователя не означает отказа от правил.

Предоставьте пользователям простор для действий. Они быстро учатся и приобретают мастерство «в бою». Несмотря на это, парадоксально, но люди не ощущают себя свободно, когда нет ограничений (Yallum, 1980). Маленький ребенок заплачет равно, если его накрепко связать или оставить блуждать по огромному, пустому магазину. Взрослые тоже чувствуют себя наиболее комфортно в не ограниченной, не бесконечной среде. В среде, доступной для изучения, но не опасной.

Применяйте средства индикации состояния для осведомления пользователя

Самостоятельность невозможна без контроля, а контроль невозможен без достаточной информации. Средства индикации состояний существенны для информирования оператора, чтобы тот реагировал соответственно изменяющимся условиям. К примеру, операторы, лишенные информации о текущем состоянии, на протяжении долгого времени до окончания работы будут склонны сохранять повышенное внутреннее напряжение. Это их чрезмерно перегрузит и утомит, и для фиксации следующей атаки физических и умственных резервов может не хватить.

Помещайте актуальную информацию о состоянии в поле зрения.

Пользователи не должны разыскивать информацию о состоянии. Скорее, лишь мельком взглянув на рабочее окружение, они должны получить по крайней мере приближенное представление о состоянии и уровне загрузки. Информация о состоянии может быть изящной: пиктограмма почтового ящика может изменяться для того, чтобы показать его пустым, чуть наполненным или набитым. Однако с этим не стоит перебарщивать. Макинтош годами показывал на иконке Корзины неминуемую опасность взрыва, как только один документ был помещен в нее. Пользователи быстро сформировали привычку очищать Корзину сразу же как только туда попадал первый же документ. Это не только превращает одношаговую операцию в двухшаговую (перетащить в Корзину, затем очистить её), это сводит на нет всю мощь метафоры Корзины, то есть функции отмены.

В качестве другого положительного примера, значок в поле поиска может менять цвет и вид для указания на то, что поиск ведется или был завершен, а совпадений слишком мало, много или в самый раз. (Как и с любым элементом интерфейса, только цвета недостаточно. Например, 10% мужчин имеют признаки дальтонизма. Еще более высокий процент имеют временные изменения в восприятии синего цвета в различных условиях.)

Доступность.

Каждый раз, когда вы используете цвет для передачи информации в интерфейсе, вам следует также использовать понятные дополнительные подсказки для передачи той же информации для тех, кто не будет распознавать какое-либо цветовое кодирование.

Многие теперь имеют цветные дисплеи, но они не повсеместны. Кроме того, примерно 10% мужчин и редкое число женщин имеют некоторые формы дальтонизма.

Колбочки в человеческом глазе являются источником зрительного восприятия цветов. У нас есть колбочки раздельно воспринимающие красный, зеленый и синий цвет. Когда не функционируют красные, это называется протанопией. Когда не функционируют зелёные — дейтеронопией. Отсутствие синих крайне редко и называется тританопией.

Первые две являются наиболее популярными формами дальтонизма и называются совместно красной/зеленой слепотой. (В действительность есть значительные различия в их проявлениях, но эти различия не оказывают влияния на проектирование взаимодействия.) Хотя тританопия крайне редка, она, всё же, препятствует уверенности в различении жёлтого и синего без дополнительных подсказок.

Дополнительные подсказки могут состоять из чего угодно: от утонченной передачи различий на основе градаций серого, до применения различных графических или текстовых меток, связанных с каждым из представленных цветов.

Часть третья >