Найти тему
Века древних

Не нападайте на боннакона!

Оглавление

Боннакон - странный зверь, по преданиям существовавший в древнем мире. Первое свидетельство о странном существе восходит к римскому естествоиспытателю Плинию Старшему. Вера в его существование продолжалась и в средние века. Боннакон был запоминающейся фигурой во многих средневековых бестиариях - возможно, из-за грубого и необычного способа защиты.

Изображение Боннакона в средневековом бестиарии
Изображение Боннакона в средневековом бестиарии
Привет! Меня зовут Артур, я увлекаюсь историей и веду свой Телеграм-канал "Века Древних", где публикую фотографии древних артефактов и исторических мест. Мне интересно исследовать прошлое, делиться уникальными находками и рассказывать о культурных и археологических сокровищах со всего мира.

Защита зверя

Говорят, что самая ранняя известная ссылка на боннакона (варианты включают «bonachus», «bonacon», «bonaconn» и «bonasus») встречается в «Естественной истории Плиния Старшего». По словам Плиния, зверя этого можно найти в регионе Пеония, который примерно соответствует современной северной части Греции, Македонии и западной части Болгарии. Плиний утверждает, что существо «имеет гриву лошади, а в остальном выглядит как бык, с рогами настолько сильно изогнутыми друг к другу, что делает их бесполезными в бою».

Поскольку рога существа практически бесполезны в бою, Боннакон, перед лицом опасности, не вступает в схватку, а пытается убежать. Механизм, позволяющий боннакону уходить от преследования, необычен и странен. По словам Плиния, «находясь в полете, он (боннакон) посылает свои экскременты, иногда на расстояние в три югера (104 римских фута, что составляет примерно 31 метр); контакт от этих экскрементов сжигает тех, кто преследует животное, как своего рода огонь ».

Мифический зверь не может использовать свои рога для боя.
Мифический зверь не может использовать свои рога для боя.

Другая ссылка на боннакона есть в произведении, известном как «Об услышанных чудесных вещах», которое иногда приписывают философу Аристотелю, хотя ученые обычно считают его продуктом перипатетической школы. Описание мифического животного в этом произведении согласуется с описанием Плиния, но приводятся и более подробные сведения.

Согласно этой работе, среда обитания боннакона находится на «горе, называемой Гезаеном, которая отделяет Пеонию от Маэдиса». Другие подробности, описанные в труде «Об услышанных чудесных вещах» об этом существе: «каждый из них (то есть рога) содержит более трех пинт, они абсолютно черные, но рога эти сияют, как начищенные », «шкуры боннакона хватит на восемь кроватей», и «его мясо сладкое ». В этой работе также говорится, что экскременты боннакона горят только тогда, когда существо обеспокоено.

Фолио 16r из бестиария 13-го века, Бестиарий Рочестера (Британская библиотека, Королевский MS 12 F XIII), на котором изображен Боннакон.
Фолио 16r из бестиария 13-го века, Бестиарий Рочестера (Британская библиотека, Королевский MS 12 F XIII), на котором изображен Боннакон.

Популярность Боннакона

По какой-то причине боннакон стал довольно популярным существом и попал во многочисленные средневековые бестиарии. Одним из них, например, является бестиарий Абердина, в котором говорится, что зверь является местной фауной Азии (а не Пеонии, как указано в «Естественной истории» и «Об услышанных чудесных вещах»).

Кроме того, бестиарий Абердина отмечает, что тепло от экскрементов существа настолько сильно, что поджигает все на своем пути. В этих иллюстрированных работах на боннакона часто охотятся люди, и на иллюстрациях изображено существо, стреляющее огнем из-под хвоста. Преследователи в этих сценах часто показаны с отвращением на лицах.

Защищающийся боннакон
Защищающийся боннакон

Боннакон также кратко упоминается в «Золотой легенде», средневековой коллекции биографий святых. В агиографии св. Марты (фигура, упомянутая в Евангелиях, сестре Марии и Лазаря), говорится, что святая покинула Иудею со своими братьями и сестрами после воскресения Христа и в конце концов прибыла во Францию. В лесу между Арлем и Авиньоном, святая, как сообщается, столкнулась с подобным дракону монстром, которого аборигены назвали Тараском, - который, как полагают, является потомком Левиафана и Боннакона.

Модель Тарасконуса на карнавале Корпус-Кристи в Валенсии.
Модель Тарасконуса на карнавале Корпус-Кристи в Валенсии.

Не существует никаких веских доказательств в пользу существования этого странного существа, однако описание боннакона может действительно основываться на реальном животном. Было высказано предположение, что основой боннакона мог быть один из видов бизонов, когда-то живших в Центральной Азии, или европейский бизон, который существует и по сей день.

Европейский бизон в парке Ганновера, Германия.
Европейский бизон в парке Ганновера, Германия.
Если вам было интересно, подписывайтесь на мой канал @agesofancients.
Там я делюсь фотографиями древних артефактов и исторических мест, сопровождая их познавательными описаниями и уникальными деталями.
Века Древних