Найти в Дзене
Растим первоклашку

Год до школы: как сохранить спокойствие?

Оглавление

Поступление в школу – важный и ответственный момент не только для детей, но и для их мам и пап. Для многих детей поменять статус с «дошкольника» на «первоклассника» – в радость, но для многих родителей год до школы – это период беспокойства и волнений. Чтобы этот год прошёл без стресса, ответим на самые распространённые вопросы родителей дошкольников, стоящих на пороге первого класса.

О возрастных особенностях детей 6-7 лет вы можете прочитать в статье на нашем сайте "Начальная школа XXI века".

Когда стоит начать подготовку ребёнка к школе?

Любой навык появляется не сразу, а для усвоения некоторых не хватит и месяца. Психологи рекомендуют родителям заниматься дошкольной подготовкой равномерно, обращая внимание на развитие важных для будущего первоклассника умений и навыков. Это значит, что не нужно опережать учебный процесс и стремиться самостоятельно научить ребёнка читать, писать и умножать столбиком. Оставьте эту задачу профессионалам. Слишком широкие познания первоклассника могут оказаться такой же проблемой, как и неуспеваемость. Ведь это может привести к тому, что малыш будет выполнять непосильную для его возраста нагрузку, а далее, в школе, ему будет скучно на уроках, он ещё до школы потеряет интерес к занятиям.

Пропавшую мотивацию к учёбе восстановить намного сложнее, чем привить первоначально.


Советуем помимо вопросов подготовки ребёнка к школе узнать, что предусмотрено образовательной программой в первом классе, познакомиться с системой учебников, которые будут использоваться при обучении в школе. От того, как выстроен образовательный процесс, зависит в дальнейшем интерес к обучению у ребёнка, его успешность в освоении школьной программы. Система учебников «Начальная школа XXI века» учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка, обеспечивает комфортный процесс обучения и поощряет детскую тягу к знаниям.

Что полезно уметь дошкольнику?

Одна из основных задач домашних занятий – развитие у будущих первоклассников навыков, которые помогут им успешно справиться с новой ролью ученика. Если прислушаться к рекомендациям психологов, можно выделить основные аспекты, на которые стоит сделать акцент при дошкольной подготовке. Итак, чему стоит уделить особое внимание? 

  • Развитие речи. Под этим подразумевается не только правильное произношение звуков, но и развитие повествования. Предложите ребёнку придумать рассказ по картинке, продолжение мультика или просто поделиться тем, как прошёл его день. Важно, чтобы повествование было связным, предложения развёрнутыми, а слова в них – согласованными.
  • Мышление. В ходе повседневной деятельности обращайте внимание ребёнка на схожие и различные черты в окружающих вас предметах. Постепенно расширяя кругозор, можно перейти к сравнению явлений. Кроме того, будущие первоклассники должны уметь обобщать группу предметов одним понятием, классифицировать их по общему признаку, находить лишние.
  • Память. Для развития произвольного запоминания можно использовать всевозможные дидактические игры, просить рассказывать детские стихи, воспроизводить только что озвученные предложения.  
  • Моторика. То, что для взрослого кажется исключительно вопросом аккуратности, достаточно сложно для ребёнка, так как умение выполнять мелкие точные движения требуют скоординированного действия костной, мышечной и нервной систем. В развитии моторики можно подключить всё своё воображение! Раскрашиваем, заштриховываем (карандашом, кистью), обводим по контуру, соединяем точки, пробуем работать в тетрадках (как в клетку, так и в линейку).
  • Концентрация внимания и усидчивость. Для развития этого навыка важна регулярность и систематичность. Кроме того, крайне желательно заниматься в одно и то же время в привычном месте, постепенно увеличивая время, проведённое за партой, до 20 минут. Подробнее о развитии внимания дошкольников читайте тут.
  • Математика. Учимся основам математики: считаем, прибавляем и вычитаем в пределах 10, учимся вести отсчёт от большего к меньшему числу – от 10 до 1 и наоборот, находим пропущенные числа. Также обратите внимание на умение соотносить цифры с количеством предметов, понятия веса, длины предмета, ориентацию во времени.
  • Окружающий мир. Дошкольнику стоит знать название страны, в которой он живёт, вместе с её столицей. Дни недели, части суток, последовательность месяцев и к какому сезону они относятся. Различать несколько видов животных и растений, профессий. Знать основные правила дорожного движения. Своё полное имя, возраст, домашний адрес, а также полные имена родителей и чем они занимаются.

Главное – заниматься с ребёнком регулярно, без принуждения, с заранее оговорёнными правилами. Это обеспечит хороший результат и сформирует у будущего первоклассника представление о регулярности школьных занятий и дисциплине.

Как самостоятельно подготовить малыша к школе?

Мы только что выделили, какие навыки стоит развивать дошкольнику, остаётся добавить, как их развивать. Что делать (или, напротив, не делать) родителям, занимаясь с ребёнком, чтобы не отпугнуть малыша от школы?

  • Хвалить за успех. Будущий первоклассник должен чувствовать, что родители полностью на его стороне, поддерживают его старания и радуются маленьким победам. При этом не стоит требовать сиюминутных результатов, важно объяснить малышу, что всё получится – главное, не лениться, а пробовать и пробовать, тогда успех неминуем!
  • Стремиться заинтересовать, предложить такое занятие, чтобы в следующий раз инициатива исходила уже от самого малыша. Кому-то интересны пазлы, кому-то раскраски. Один ребёнок стремится понять, почему вымерли динозавры, другой – как едет автобус. Уловив интерес малыша, будет гораздо легче помочь ему в развитии необходимых навыков.
  • Заниматься систематично. Это обеспечит лучший результат, сформирует у ребёнка понятие о регулярности школьных занятий.
  • Поощрять достижения. Но без подкупа («Сделаешь задание хорошо – получишь подарок») и тем более – шантажа («Не выполнишь – гулять не пойдёшь»). Малыш заслужил похвалу и, возможно, даже приятный сюрприз, если справился с трудной задачей. Но не создавайте прямой ассоциативный ряд «позанимался – получил подарок». Ведь все 11 классов школы так мотивировать ребёнка не получится, как и заставлять учиться под угрозой лишения каких-то благ. 

И главное – терпение и любовь. Родители – основной и практически беспрекословный авторитет для своего ребёнка. Он доверяет вам, берегите его хрупкий, только зарождающийся интерес к знаниям.