Действа картины "Возвращение «Святого Луки»". Первой в трилогии о полковнике Зорине. Начинается с побега из колонии особо опасного рецидивиста Карабанова по кличке Граф. И не с проста режиссер Анатолий Бобровский погружает нас в повествование показывая силу, решимость и волю данного персонажа. Ведь это только начало раскрытия этого сильного и стержневого образа картины.
Суровый преступник никогда некогда не играет по чужим правилам. Он сам диктует условия. И никому не позволяет себя дурачить.
Принципиальный вор всегда имеет долю в половину от стоимости похищенного. Но стремится обходится без убийств.
Он тщательно готовит каждую кражу и не допускает случайностей. Крадется как тень, находчив и быстро реагирует на любые непредвиденные ситуации.
Не имея внешних слабостей, скрывает наличие пятилетнего сына. Который растет не зная кто ее отец.
Если раскрывать характер Графа нам начинают в самом начале фильма. То последние штрихи наносятся в конце. В сцене задержания. Когда Зорин загоняет преступника в угол. Тот выхватывает пистолет и уважительно обращается к человеку который уже сажал его и сейчас порушил его благополучное будущие в шаге от успеха. "Стой Иван Сергеевич... Мне терять нечего". И получив уверенный ответ "Я стар миша. Мне тоже терять нечего" сдается достойному и давнему противнику.
Роль злоумышленника с благородными чертами лица исполнил выдающийся актер Владислав Дворжецкий. У этого Актера с большой буквы не было проходных ролей. Каждое его появление на экране было событием. Белый генерал Хлудов из белогвардейской киноповести "Бег", отважный ученый правдолюб Ильин из "Земли Санникова", Капитан Немо, Филипп II,Александр II и многое другие заметные образы обогатившие отечественный кинематограф.
Сын талантливого драматического актера Вацлава Яновича Дворжецкого и брат прекрасного Евгения Дворжецкого (король из телесериала Графиня де Монсоро). Оба брата умерли в расцвете сил и творческой энергии. В 39 лет.
В честь Владислава Дворжецкого названа одна из ведущих киностудий нашей страны.
Фильм "Возвращение «Святого Луки»" основан на реальных событиях. Картина работы голландского живописца Франса Халса «Евангелист Лука» действительно была похищена в середине шестидесятых. С целью сбыть ее за рубежом. И это было самое громкое преступление связанное с кражей произведения искусства в истории советского союза. Дело было на контроле генеральной прокуратуры и за ходом расследования пристально следила деятельная и влиятельная министр культуры Фурцева.
Созданной в МУРе оперативной группе при содействии Комитета государственной безопасности удалось вернуть бесценный шедевр.
Реальный вор оказался не столь дотошен к деталям и профессионален как экранный герой Дворжецкиого. Выдрав полотно из рамки варварским способом, он хранил картину в ужасных условиях. Советским реставраторам потребовалось масса сил и средств восстановить это произведение искусство. Иностранный же заказчик вряд ли заплатил бы за испорченный товар.