Сегодня подписан детальный план-график создания к 2028 году ракеты-носителя сверхтяжёлого класса (класс "Енисей"). Разработчики - РКК "Энергия" имени С.П.Королёва (Московская область), РКЦ "Прогресс" (Самара), Центр имени М.В.Хруничева (Москва) - в части создания третьей ступени.
https://twitter.com/Rogozin/status/1081065757608460290
Собственно, это всё, что сообщил глава корпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин в своём твиттере 4 января 2019 года. Больших подробностей нет ни в сообщениях информационных агентств, ни на сайте госкорпорации. Пока нет.
А что известно?
Как минимум известно, что название «Енисей» в контексте проектов по созданию ракет сверхтяжёлого класса упоминается с начала 10-х годов. Первоначально основным носителем проекта был Центр им. М.В. Хруничева. Именно его специалисты разработали и предложили проект, известный как РКН «Енисей-5». Однако должного развития тот проект так и не получил. В РКК «Энергия» был собственный проект РКН сверхтяжёлого класса.
Общим для тех проектов, о которых сообщалось ранее был предел полезной нагрузки – около 70 тонн. Для сравнения тяжёлая ракета «Ангара – 7» должна выводить в космос от 36 до 50 тонн.
В качестве основы для эскизного проекта предполагаются двигатели РД 171МВ и РД 0124МС, а базой корпусного решения РКН среднего класса «Союз 5». Эти подробности всплыли в докладе главного конструктора НПО «Энергомаш» Петра Левочкина, на заседании Совета главных конструкторов по направлению ракетного двигателестроения Госкорпорации «Роскосмос», состоявшемся в середине декабря 2018 года.
Допускается и вариант использования РД 180. В частности, в одном из вариантов РКН сверхтяжелого класса, двигатель РД180 может быть применен в качестве центрального блока.
Модульность – мировой тренд.
Модульность конструкции ракет – это не мода, а чистая экономика. Стоимость проектов сверхтяжёлых носителей – запредельна. Есть, конечно, перспективы перевода их на новые физические принципы, но и в таком случае существенного удешевления можно добиться только в случае, если отдельные компоненты будут иметь аналоги на ракетах более лёгких классов. Так можно поддерживать и оттачивать технологии и навыки персонала, не переплачивая за уникальность.
О сроках.
Глава научно-технического совета Госкорпорации «РОСКОСМОС» Юрий КОПТЕВ, а апреле 2018 года в интервью «Известиям» раскрыл календарные планы.
Нам поставили задачу - сделать такую ракету. Согласно Федеральной космической программе, до 2025 года будут проведены работы по созданию проектно-конструкторского и промышленного задела под будущий носитель. Создать сверхтяжелый носитель необходимо к 2028 году. Для этого целый ряд научных и прикладных задач надо описать в технико-экономическом обосновании, которое появится в декабре этого года. И, естественно, в эскизном проекте, который должен быть сделан до конца следующего.
Заодно должны быть определены и механизмы финансирования. Работа очень серьезная, она требует больших ресурсов. Сегодня ближайшая реперная точка — это середина декабря 2018 года. До этого времени мы должны определить облик ракеты и объем необходимых ресурсов, проработать задачи, определить массу полезных нагрузок. Дальше, до конца следующего года, необходимо сделать эскизный проект, который полностью опишет всю производственную кооперацию и решит ресурсные вопросы.
О полезной нагрузке.
О лунной программе, пока информации совсем мало. Много отрывочных данных, которые сложно собрать в картинку, доступную взгляду обывателя. Известно только, что это планы, которые уже «торопят». С одной стороны Америка, с другой Китайцы, который 3 января 2019 года совершили посадку на обратной стороне Луны, т.е. сделали то, что оказалось не по силам ни нам ни США. Есть ещё амбиции Японии, Индии и Европы. И эти амбиции далеко не беспочвенны.
О марсианской экспедиции, говорить проще. Для неё тоже многое ещё только в мечтах и фантазиях, но есть и нечто вполне конкретное. Например, базовые параметры МЭК – марсианского экспедиционного комплекса. Его стартовая масса рассчитана на уровне 770 тонн. Масса полезной нагрузки около 150 тонн. В экипаже от 4 до 6 человек. Что касается двигателей, то рассматривается возможность использования новых типов, включая ядерный ракетный двигатель с использованием водорода в качестве рабочего тела.
При таких параметрах очевидно, что вывести такой комплекс на стартовую орбиту можно только по частям за несколько запусков. Это потребует колоссальных денег.
А можно дешевле?
Можно. Для этого уже несколько лет в ГКНПЦ им. М. В. Хруничева ведутся работы по созданию ракетных систем многоразового использования. Вероятно, первые такие системы появятся на ракетах класса «Союз – 5», «Ангара – 5» и «Ангара – 7». Немало важно, что тяжёлая версия «Ангары» полетит уже в 2019 году. Так обещал сам глава госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин, в комментариях к твиту, которой был процитирован в начале этой статьи.
А можно конкретнее?
Конкретные планы появятся не раньше, завершения новогодних каникул. Будем ждать их с нетерпением. Тем более, что сроки действительно очень сжатые и всем участникам проекта придётся работать очень напряжённо.
Вадим Сафонов.