В плане глобального масштаба рассмотрения функционирования Единого Целого меня заинтересовал ранний буддизм. Своей стройной и всеобъемлющей концепцией, он охватывает сразу два жизненно важных аспекта: физический и духовный. Это, пожалуй, на сегодня единственный источник познания древних о мире, который помогает увидеть его цельно, проследить все его взаимосвязи.
Некоторые авторы считают, что это не религия. По их
глубокому убеждению, любая религия основана на вере и поклонению богу. В раннем буддизме этого нет. В нем даже сами боги низведены до уровня обычных членов огромного сообщества, проживающих в общем Сосуде Бытия. То есть, с другими существами встроены в общую
систему жизнедеятельности.
Действительно, эта единственная стройная модель мира, созданная
когда - либо человечеством, совпадает с последними открытиями ученых.
Планетарная структура нашего общего дома в буддизме представляет собой Ступу, разделенную на три части. Каждая часть разделена еще на уровни. Нижняя часть ступы имеет широкое основание. Где-то на пятом уровне она сужается. Средняя часть имеет форму колокола, а верхняя заканчивается формой купола со шпилем вверху. Ступа стоит на восьмиугольном основании. Имеет четыре двери, ориентированные по сторонам света.
Первая часть сосуда бытия Камалока - мир желаний, имеет одиннадцать уровней. Подробно описать невозможно. Сегодня трудно разобраться во всей иерархии сущностей, уровень обитания которых зависит от степени их совершенства и возложенных на них обязательств. Например, на самом нижнем уровне живут обитатели ада, на втором - животные, а на пятом проживают люди. С шестого и вплоть до одиннадцатого уровня отданы богам. Здесь обитают боги, занятые творением нашего мира и наблюдением за ним. А на последнем уровне - одиннадцатом, обитают те боги, которые контролируют мир, но сами участия в творчестве не принимают (свободные от воплощений).
Далее идет Рупалока – мир существ, имеющих форму. Он имеет шестнадцать уровней. Они отданы существам, которые добились абсолютного совершенства, но сохранили еще определенную форму.
Третья часть - вершина ступы разделена на четыре уровня и называется Арупалока – это мир населенный существами не имеющих желаний и формы. Это уровень чистого сознания. Названия уровней: бесконечность пространства, бесконечность сознания, великая пустота, неописуемое. Скорее всего, эта часть сосуда бытия описывает пределы нашей галактики или солнечной системы.
Изучая содержание ступы бытия буддистов, я обратила внимание, что она еще разделена на восемь ступеней. Первая ступень объединяет четырнадцать уровней. В нее вошли вся Камалока и часть Рупалоки. Боги-творцы вместе с людьми, адом и животными принадлежат одному миру, то есть, объединены одним энергоинформационным полем, в котором приходиться вместе жить, взаимодействовать, а значит быть зависимым друг от друга. Здесь творится взаимозависимый мир. Здесь завязываются отношения, творится карма или наоборот развязываются узлы, связывающие живое существо с этим многослойным миром. Именно в этой части вселенной миры наполнены страстями, желаниями. Именно на первой ступени сосуда бытия, карма гоняет живые существа с верхнего слоя существующих миров - до нижних и наоборот. До тех пор душа будет вращаться, как белка в колесе, по этим мирам, пока не осознает себя и не захочет абсолютной свободы или покоя.
Конечно же, мир покоя и блаженства существуют, но находится за пределами этих неспокойных, подверженных изменению мирах. К свободным мирам от страданий и периодических перевоплощений относятся верхняя часть Рупалоки и вся Арупалока. Верхняя часть Рупалоки разделена на три ступени.
Остальные четыре ступени находятся в Арупалоке – в мире существ, не имеющих формы, в мире чистого сознания. Именно здесь находится мир отсутствия всех желаний, мир блаженства, покоя и абсолютной свободы от морока. Это область нирваны. Это область неописуемого блаженства. Это область окончания длинного утомительного жизненного пути.
Это область, куда стремятся попасть все души. Это вершина сосуда бытия.
После изучения содержания ступы, стало понятно утверждение Будды, почему «все сложные объекты непостоянны». Для него мир не является застывшей массой, а очень динамичен, находящийся в постоянном танце или в бесконечном совокупности нескольких танцев, (например, танец Шивы). Когда изменяется ритм танца, произносимые им звуки также становятся другими. Каждый атом исполняет свою песню, но в диапазоне и в ритме, соответствующий данному уровню, в котором он находится. Вот вам и «музыка сфер», о которой говорил известный мыслитель древности. Звук в каждое мгновение рождает разные насыщенные и тончайшие формы. Меняется танец, изменяется и мир. Это есть вечный танец созидания и разрушения, это есть танец круговорота вещей в природе, вместе с высокоорганизованной ее частью – Разумом.
Сегодня мы знаем, что движение является основой существования материи. Современная физика говорит нам, что каждая субатомная частичка не просто исполняет энергетический танец, но исполняет
именно пульсирующее движение. В нашем мире вещество может принимать различное состояние: твердое, жидкое, газообразное, плазменное. Буддизм намекает нам, что разум тоже может принимать все эти четыре состояния. Более того, мир понимается сегодня, как сложно организованная система, как единство вещества, энергии и информации. Я бы еще добавила и присутствие интеллекта на любом уровне организации материи.
Мир буддизма –это динамичная, взаимозависимая система, заселенная живыми существами. Чем совершеннее существо, тем меньше оно связано с более плотными слоями Сосуда Бытия, тем выше по уровню обитает.
Жестких границ между уровнями нет. Все плавно перетекает из
одной формы в другую, от простой формы -к более сложной, от менее совершенной - к более совершенной.
Отсюда у буддистов благоговейный трепет перед любым
животным. Любая бабочка или мышь может оказаться воплощением предка или бога. Карма уравнивает всех. Даже боги могут быть низвергнуты с высших миров до нижних за свои неблаговидные поступки. В свою очередь человек с помощью дхармы может подняться в высшие миры и освободиться от периодических воплощений. Это
очередной раз доказывает, что свое учение Будда создавал не для того, чтобыпоклоняться богам, а указать путь освобождения души от страданий.
В своем учении, он объединил все религии, существовавшие
тогда. Например, в многослойность мира верили многие народности. В основном описывали три уровня: небеса – место обитания богов (полевые структуры разума), земля, населенная людьми и преисподняя, где живут демоны, злые духи и умершие души людей. В Апокалипсе (гл. 5, стр. 13) говорится о существах, находящиеся « на небе и земле, и под землею, и на море».
Вавилонская космология утверждала, что весь мир окружен
безбрежным космическим океаном. Кроме него на Земле существует земной океан, в центре которого помещается земля, населенная людьми. А под земным океаном располагаются два подземных царства. Небеса состоят из трех или семи слоев.Глубина каждого слоя равняется пути продолжительностью в 500 земных лет.
О семи небесах говорится и в славянской мифологии, в
популярной тогда на Руси «Хождение богородицы по мукам». А символически мир представляли в форме матрешки, которая состояла из семи слоев. Своей формой она похожа на ступу бытия буддистов. Возможно «золотая баба» тоже состояла из нескольких слоев.
Ислам тоже представлял мир многослойным. Небеса делились на семь уровней, каждый имел свой цвет.
Переселение душ Будда тоже позаимствовал. Особенно широко
эта вера была распространена в религиях древнего Средиземноморья. У него даже душа подвержена изменению. После смерти она распадается на отдельные элементы: сканды (или сандхы). Получается, что воплощается совершенно другая личность.
Скорее всего, Будда, не отрицая существование души, просто
усложнил ее. Решил (или позаимствовал из каких-нибудь древних источников), что она должна состоять из ядра, не подверженного изменениям и внешней части - оболочки, которая после смерти за ненадобностью отмирает - распадается. Как человек, ложась спать, снимает верхнюю одежду, так и душа перед воплощением
снимает свои верхние покрывала. Если бы душа не могла обновляться, то она не смогла бы совершенствоваться. Все ошибки
и страдания прежних воплощений висели бы на ней непомерным
грузом и заставили бы опуститься ее в самые нижние миры – в ад.
Обновленная и очищенная от налета прежних ошибок, душа начинает танцевать новый танец жизни, с новым восприятием и с новыми ощущениями.
продолжение следует..................