И так, продолжаем разбираться с «потерянным» тысячелетием. Если с Римом и Ближним Востоком все более-менее понятно, то пространства, ставшие ныне чистенькой и толерантной Европой, для многих, да что там – для большинства, - остаются чем-то неведомым. Что там было, откуда вылупились цивилизованные и омытые млеком и росами обетованные для наших либералов земли – неизвестно. Так что, разобравшись с тем, что из себя представляла Византия, разберемся коротенько, что из себя представляла тогдашняя (первое тысячелетие нашей эры) Европа. И начнем, разумеется, с готов.
Если современного далекого от науки обывателя спросить, кто такие готы, он вспомнит странный народец в черном, с меланхоличными рожами, поклонников вампиров и всяческих вурдалаков. И в некотором смысле он будет абсолютно прав, но нас сейчас интересуют совсем другие готы. Те самые, которые где-то примерно во втором тысячелетии н.э. явились из-за Дуная и начали так активно тревожить и покусывать римлян, что в конце концов вытеснили их с Балкан и расселились там в свое удовольствие. Большинство считает, что этот германский народ имел скандинавское происхождение, но в последнее время все большее количество историков и особенно всякого отечественного околоисторического народа настаивает, что это были славяне. Может, скандинавы, может, славяне, честно говоря – не вижу принципиальной разницы. Меня вообще в данном случае интересует не столько генетическое родство кого-то с кем-то, сколько процессы, происходившие на территории европейского континента в первом тысячелетии, о которых ровно ничего, или почти ничего, не рассказывается ни в школе, ни в вузах, помимо профильных. Могучий европейский миф о том, что европейцы так и вылупились из римской матрицы, чистенькие, цивилизованные, всячески совершенные и превосходящие уже тогда всех на свете, до сих пор не дает покоя многим нашим современникам и заставляет все остальные народы вечно оправдываться и что-то о себе доказывать, а элементарная нехватка информации – придумывать новые мифы о древних ариях и гипербореях, о стране Охотии и прочих удивительных вещах.
Так вот. У этих самых готов было три основные ветви: вестготы, которых считают предками теперешних испанцев и португальцев; остготы, которых считают предками итальянцев (?), и крымские готы, которые откочевали в Северное Причерноморье. В доисторические времена вестготов называли тервингами, то есть, людьми лесов, остготов – гревтунгами, то есть, жителями степей, а крымских готов никак не называли вплоть до начала 5 века, после чего тервингов переименовали в западных (вест) готов, и гревтунгов – в восточных (ост) готов, опять забыв хоть как-то обозначить крымчан. Переименования, к сожалению, не помогли защищаться от этих самых готов никак.
Так вот. В 3 веке н.э. вестготы полностью, как было уже сказано, вытеснили римлян с Балканского полуострова и поселились там. Не знаю, что им там не сиделось. Лично я была в Болгарии – прекрасный климат, красивые виды, море рядом, фруктов море. Обосновавшись там, вестготы заключили с Константином Великим договор, согласно которому, они охраняли границы империи, поставляли воинов для римских легионов, а взамен получали от империи денежное довольствие. Константин предоставил им статус федератов, то есть, союзников, и это было слегка, скажем так, попочетнее перегринов. И все вроде бы вестготов устраивало, но могучая римская канцелярия начала варварские денежки, как бы это сказать, нецелевым образом осваивать. То есть, большая часть оговоренной платы за охрану границ и службу кесарю прилипала к разным загребущим ручонкам. Удивительно, но варварам-вестготам это страшно не нравилось. Они возмущались, и бастовали, и грозились, и требовали своего, и в конце концов подняли восстание, (377 год), переросшее в полноценную войну. Которую римляне с треском проиграли. Так проиграли, что проиграннее быть не может: погиб аж целый император, а северные границы остались без охраны. Собственно, с этого момента и началось падение империи, на которую, беззащитную, поперли варвары в образовавшуюся пограничную брешь. Вот интересно, поняли ли чиновники, воровавшие деньги, что натворили, хотя бы тогда? Хотя… думаю, что нет. И сегодня не понимают. Или понимают, но уверены, что свалят куда-нибудь подальше, если что, со всеми наворованными денежками, и будут жить долго и счастливо на каком-нибудь Лазурном Берегу. Как я уже говорила, история никогда, ничему, и никого не учит.
Но это было лирическое отступление. Вернемся к нашим баранам… варварам.
Первым вождем вестготов, которого уже без большой натяжки можно назвать королем, был небезызвестный нам Аларих 1. Отношения у него с имперцами были интересные и довольно не простые. Он то был им первым другом и чуть ли не братом родным, то шел их воевать. Первой его целью стал Константинополь, который был вестготам и ближе, и красивше казался, и богаче, но оказался не по зубам. Тогда Аларих повел свою рать в Грецию, по которой и прошелся катком, уничтожив Аттику, Спарту, Коринф, и заставив Афины откупаться большой денежной суммой, чтобы та осталась цела. Награбили вестготы там довольно много, но показалось мало – аппетит приходит, как известно, во время еды, - и Аларих попер дальше. Римский император Аркадий остановить его на подступах к Риму не смог, и тоже, по примеру Афин, откупился, приняв унизительное условие о награде варвара званием «магистра армии Иллирика», что бы это ни значило. Аларих побыл магистром ровно столько, сколько ему было прикольно, а потом все-таки захватил и разграбил Рим, вывезя оттуда несметные богатства и толпы рабов. Снова поигрался с римлянами в союзников, и снова разграбил Рим, правда, пожива получилась уже пожиже. Замахнулся было Аларих и на северную Африку, но сначала у него потонули корабли, потом – он и сам почил в бозе, и Африка вздохнула с облегчением и утерла пот со лба – в этот раз. С его наследниками имперцы вновь заключили союз и даже пожаловали им Аквитанию – теперешние Прованс и Руссильон на юге Франции. Там вестготы образовали свое королевство, столицей которого стал город Тулуз. (Теперешняя Тулуза, если кто не догадался). Именно отсюда, кстати, растут уши, за которые европейские мифотворцы вытягивают миф о сокровищах катаров и святом Граале, но об этом будет отдельная статья. После этого какое-то время вестготы прекратили войны с Римом, так как появился общий страшный враг: Аттила, о котором так же будет отдельный разговор. Рим и вестготы сообща, и очень дорогой ценой, Аттилу одолели; и несколько десятилетий королевство вестготов процветало. При короле Эврихе оно достигло своего расцвета, к нему присоединились Испания и Южная и Средняя Галлии. В 7 веке у вестготов даже возникла своя судебная система, называемая Вестготской Правдой. Это было самое большое из сформировавшихся на руинах бывшей империи государств, но под натиском франков и арабов пало и оно. И об этом и многом другом – в других статьях. Спасибо!