Найти в Дзене
ЛингвоДетка

К 2022 году все школьники заговорят по-английски

Оглавление

Не для кого не секрет, что в 2022 году вовсю планируется ввести обязательный ЕГЭ по английскому языку. А уже в следующем 2020 году обязательным сделают ОГЭ по английскому языку в 9 классе и апробируют ЕГЭ в некоторых регионах нашей страны. Родители и учителя в панике, дети в шоке. Ведь все понимают, что уровень языка в среднестатистической средней школе даже невсегда Elementary... А тут нужно взять и заговорить!

ЧАСЫ

-2

Чтобы понять, насколько реально Министерство образования РФ оценило возможности школы, для начала произведём некоторые математические расчёты.

Согласно Общеевропейской компетенции владения иностранным языком CEFR (Common European Framework of Reference) существует 6 уровней владения иностранным языком: A1, A2, B1, B2, C1, C2. Чтобы овладеть каждым из первых трёх уровней необходимо в среднем 100 регулярных занятий по 45 минут. Последние три уровня требуют примерно 150 таких занятий на уровень.

Чтобы успешно сдать ОГЭ по английскому языку в 9 классе необходимо иметь уровень А2, что соответствует Pre-Intermediate (уровень чуть ниже среднего). Этот уровень предполагает:

  • словарный запас в 1000 слов;
  • понимание предложений и часто встречающихся выражений на темы, касающиеся основных сфер жизни (например, информация о себе, семья, покупки, местная география, школа);
  • простое общение на знакомые и бытовые темы;
  • умение простыми предложениями рассказать о себе, своих родных и близких, описать основные аспекты повседневной жизни.

Чтобы "с нуля" выйти на этот уровень языка, по CEFR необходимо в среднем 200 регулярных занятий по 45 минут.

Для сдачи после 11 класса ЕГЭ по английскому языку необходим уровень B2, что в английском соответствует Upper-Intermediate. На этом уровне предполагается:

  • словарный запас в 4000 слов;
  • общее понимание содержания сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, в том числе и узкоспециальные текстов;
  • спонтанность речи и относительно свободное общение с носителями языка без особых затруднений в понимании для любой из сторон;
  • чёткое и детальное воспроизведение текста на различные темы как в устной, так и в письменной форме;
  • аргументацию собственной точки зрения на различные проблемные темы с приведением преимуществ и недостатков.

Чтобы выйти на этот уровень, уже имея А2, необходимо ещё 250 занятий по 45 минут. Таким образом, чтобы успешно сдать ЕГЭ, ребёнок должен в среднем посетить 450 уроков английского языка за весь период обучения в школе.

Теперь обратимся к тому, что мы в настоящий момент должны иметь в школе согласно ФГОС (Федеральным государственным образовательным стандартам). Начальные классы мы рассматривать не будем, потому что в начальных классах идёт подготовительный период. Дети учатся писать и читать не только на иностранном языке, но и на своём родном. Поэтому говорить о том, что они идут на какой-то уровень языка, абсурдно. А вот с 5 по 11 класс количество часов, уделяемых основному иностранному языку, должно составлять 102 часа, что рассчитано на 3 урока в неделю. То есть в общем, если количество часов соответствует ФГОС, то уровень А2 в школе вполне себе достигаем. А вот чтобы за 10-11 класс выйти на B2, часов не хватает. То есть даже согласно часам по ФГОС уровень B2 для ЕГЭ завышен.

КОЛИЧЕСТВО ЧЕЛОВЕК В ГРУППЕ

-3

Однако часы - это далеко не всё. Нужно учитывать и количество человек, на которое эти часы распределяются. Понятно, что чем больше человек в группе, тем ниже эффективность и тем больше времени необходимо для освоения темы или грамматического явления.

Чтобы овладеть иностранным языком, нужно его использовать в речи. Невозможно научиться говорить не говоря. Максимально допустимое количество человек в группе изучения иностранного языка - 12. Грубо говоря, это 3 минуты на человека. Из них нужно вычесть время, потраченное на поиск и организацию выполнения задания, время на "подумать", время на объяснения... В итоге, времени на "поговорить" либо нет совсем, либо не все задействованы. Что говорить о группах, где гораздо больше, чем 12 человек.

При этом есть программа, по которой на каждую тему и явление отводится строго определённое количество времени, и никого не волнует, усвоил ты или не усвоил, - нужно двигаться дальше. А дальше ситуация повторяется.

Домашнее задание, которое по своей сути должно быть закреплением и отработкой изученного на уроке, ситуацию не улучшает, потому что становится непосильным, так как материал не усвоен. Разбираться в нём времени нет, ведь есть ещё объёмные задания по другим предметам. В результате, весь английский сводится к зубрёжке. Понимания ноль. Максимум, что можно вынести из такого процесса обучения иностранному языку, - это какие-то элементарные часто попадающиеся на глаза слова, простейшие грамматические правила и заученные фразы-клише.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

-4

Отдельный вопрос - это квалификация самого преподавателя, которая предполагает и уровень языка, и определённый набор человеческих качеств, и широту кругозора в целом. Поэтому попасть к педагогу с высокой квалификацией - это настоящая удача! К счастью, ещё есть в школах такие преподаватели, которые учатся и самосовершенствуются сами и с которыми даже при сильном внутреннем сопротивлении придётся выйти хотя бы на средний уровень владения языком. Таких учителей обычно побаиваются и всегда воспринимают всерьёз, а потом, закончив школу и помудрев, вспоминают с большой благодарностью.

Учителю иностранного языка очень важно поддерживать "жизнь" в своей речи на языке. Иначе уровень языка падает, и он становится "искусственным". Что это значит? Помните фразу "to go in for sports", которую все дружно учили в школе 90-х? Так вот этой фразы не существует в адекватном английском языке. Эту фразу не произнесёт ни один носитель языка ни в каком контексте. Она звучит странно для носителей. И будь у учителей 90-х "живой" английский, они бы никогда не заставляли заучивать эту фразу. К сожалению, далеко не у всех учителей "живой" английский и по сей день. Хотя в наше время есть тысячи способов услышать живую речь носителей и проверить и перепроверить всё, в чём ты сомневаешься. Было бы желание...

ЭКЗАМЕН И ВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ

-5

Сдать экзамен по языку и овладеть им – это, к сожалению, совершенно несвязанные друг с другом вещи в нашей стране. Например, в кандидатский минимум для поступления в аспирантуру тоже входит экзамен по иностранному языку, но далеко не все аспиранты, кандидаты и даже доктора наук владеют хотя бы одним иностранным языком. Или другой пример: до третьего курса на всех факультетах всех вузов сдают зачеты и экзамены по иностранному языку. Сколько людей с неязыковым высшим образованием Вы знаете, которые реально владеют иностранным языком? Основной метод преподавания иностранного языка на непрофильных факультетах у нас - это метод "мое дело принять экзамен, а твое дело его сдать", и никого не волнует Ваш уровень и то, как Вы будете сдавать этот экзамен. Это Ваши проблемы. Можете заказывать контрольные и тесты, можете часами сами пытаться сделать правильно, можете пересдавать... Делайте, что хотите. Это Вам нужно экзамен сдать. Так и на ЕГЭ по иностранному языку ребёнка можно натаскать бесконечными типовыми заданиями, фразами-клише, заучиванием и т.п. Только это не будет иметь никакого отношения к реальному владению языком.

Цель преподавания иностранного языка в школе у нас стоит благая, правильная - коммуникативная. То есть по идее весь процесс обучения иностранному языку должен быть направлен на то, чтобы дети по окончанию школы говорили на языке. Но на данный момент устная часть ЕГЭ, где, собственно, и нужно говорить, сдаётся по желанию и занимает 15 минут... Потому что все прекрасно понимают, что говорить на иностранном языке наши дети по окончанию школы не могут, и в условиях среднестатистической школы в данный период времени эта благая и правильная цель недостижима.