Мартин Скорсезе – признанный классик американского кино, оцененный не только в США, но и во всем мире, включая европейские кинофестивали. Скорсезе также известен, как выдающийся документалист, он снял фильмы про знаменитых музыкантов и деятелей кино.
Однако, некоторые его картины довольно прохладно приняты либо критиками, либо широким зрителем и не получили должного продвижения в массы. Из-за чего может сложиться впечатление, что Скорсезе до работ с ДиКаприо снимал исключительно художественные фильмы прямо или косвенно связанные с преступностью и насилием.
Ниже представлены его отличные работы, но к сожалению недостаточно известные, в особенности у нас в стране.
Алиса здесь больше не живет (Alice Doesn't Live Here Anymore), 1974 год
Алиса (Эллен Берстин) после смерти мужа, вместе с сыном скитается по Америке в поисках пристанища. Они вдвоем встречают разных мужчин, один оказался сволочью, другой не нравится сыну. Но Алиса найдет себя в этом мире, она сильна духом.
После появления легендарных «Злых улиц» Скорсезе снял фильм, который пусть и свойственен кинематографу США того периода, но совершенно выбивается из жанров свойственных для него самого. В этом фильме есть дорога, судьба женщины и одноэтажная провинциальная Америка, хотя режиссер прославился, изображая большие города и жесткие мужские характеры. Эллен Берстин сыграла лучшую свою роль и получила за это «Оскар», хотя у нас она известна в качестве невольной наркоманки-домоседа из «Реквиема по мечте».
Король комедии (The King of Comedy), 1982 год
Руперт Папкин (Роберт Де Ниро), безосновательно считает себя гениальным юмористом и верит, что если ему дадут возможность выступить на телевидении в рейтинговом шоу, то он в одночасье станет звездой. После череды отказов от популярного ведущего шоу Джерри Лэнгфорда, Папкин решается на серьезный шаг, он планирует похищение Лэнгфорда, что повысит интерес общественности к его персоне.
После потрясающего сотрудничества Скорсезе и Де Ниро в фильмах «Таксист» и «Бешенный бык», эта пара решилась на очень неоднозначный поступок. Подобно Папкину они создали фильм наполненный странноватым юмором, комедией положений и талантливой игры Де Ниро неодаренного комика. Часть приемов впоследствии будет заимствована в фильме Милоша Формана «Человек на Луне» с Джимом Керри. Фильм в конечном итоге провалился в прокате, но снискал уважение американских критиков.
После работы (After Hours), 1985 год
Программист Пол Хэкет знакомится в кафе с девушкой Марси. Спустя некоторое время Пол оказывается в квартире у Марси, но поняв, что события не получат развитие, Пол решает вернуться домой. И вот здесь начинается странное, он попадает в некие кафкианские события, он никак не может покинуть криминальный квартал в котором находится квартира Марси.
Скорсезе использует любимые приемы по демонстрации ночного большого города только на этот раз в мрачном антураже, напоминающим сон с элементами черной комедии и неожиданного юмора. Фильм может показаться чем-то неприятным и пугающим, как будто Дэвид Линч из оборотной таинственной сущности провинции перебрался в большой ночной город. В США фильм был принят очень сдержанно, зато европейские критики и зрители его оценили куда выше, за что режиссера удостоили «Золотой пальмовой ветвью» за режиссуру.
Последнее искушение Христа (The Last Temptation of Christ), 1988 год
«Двойственная сущность Христа — величайшая жажда человека познать бога, жажда столь человечная и одновременно столь же и нечеловеческая, всегда была для меня непостижимой тайной. с ранней юности моим глубочайшим страданием и источником всех моих радостей и мук была непрекращающаяся и беспощадная битва между духом и плотью, а моя душа была ареной, где две эти армии сошлись и скрестили оружие». Никос Казандзакис – «последнее искушение Христа».
Один из самых, если не самый скандальный фильм Мартина Скорсезе. Обычного плотника Иисуса Христа (Уиллем Дефо), посещают голоса и видения, он не знает точно кто виновник такого испытания. Может – это Бог, а может и нет. Стать мессией невыносимо сложно и для чего жертвовать собой, если можно прожить жизнь, в окружении родных.
Экранизация одноименного романа Никоса Казандзакиса, вызвала кучу шума, вплоть до демонстраций и бойкота картины из-за изображения борьбы в Спасителе божественного и человеческого. В любом случае, поднятие религиозной тематики всегда несет риск негодования или ненависти. Нестандартная и местами спорная подача, искусно представлена образами Иисуса и Иуды, последнего играет Харви Кейтель, хотя непонятно за что роль Иуды принесла ему номинацию на «Золотую малину».
Воскрешая мертвецов (Bringing Out the Dead), 1999 год
Фрэнк Пирс (Николас Кейдж) работает медиком «Скорой помощи» в ночном Нью-Йорке. Он на грани срыва, его преследуют призраки людей, чьи жизни ему не удалось спасти.
Несложная на первый взгляд история сопровождается несвойственным для фильмов Скорсезе визуальным рядом. Его Нью-Йорк наполнен мистикой, а разум главного героя одурманен алкоголем. Все это сопровождается кровью, смертью и болью. Для Николаса Кейджа 90-е годы выдались на редкость плодотворными, он получил в то время «Оскар» (за фильм «Покидая Лас-Вегас») и сыграл свои лучшие роли, его Фрэнк Пирс из «Воскрешая мертвецов» относится к таким ролям.
Мой канал в Telegram. Очки Вуди Аллена. Подписывайтесь. https://t.me/woodyallenglasses