Продолжая разговор о российских ремейках советских фильмов о войне, стоит отметить ещё пару современных постановок: фильм "Звезда" (режиссер Н. Лебедев, сценаристы А. Бродянский, Е. Григорьев, Н.Лебедев, 2002 год) и российско-украинский сериал "Жажда" (режиссер А. Колмогоров, сценарист А. Поярков, 2010 год).
Фильм "Звезда" - экранизация одноименной повести писателя Э. Казакевича. Это известно. Но, может быть, не все знают, что Эммануил Казакевич в годы войны прошел нелегкий путь от рядового разведчика до офицера отдела армейской разведки. А начинал он воевать бойцом народного ополчения, а затем работником бригадной газеты, откуда самовольно направился в действующую армию и попал в разведку. И это, заметьте, при очень сильной близорукости (-8 и -10)! Так что, как писать о разведчиках, Казакевич знал не понаслышке. Конечно же, сам сюжет с отправкой разведгруппы на поиски танковой дивизии врага придуман автором. Но в основе этой истории лежал не менее потрясающий воображение факт. Дело в том, что 9 июля 1944 года на поиски танкового корпуса противника в лесах под Ковелем был отправлен воздушный разведчик Пе-2, с экипажем из двух молодых Героев Советского Союза: летчиком Виктором Подколодным и штурманом Владимиром Смирновым. Уже на обратном пути сопровождавшие их истребители ввязались в схватку с группой фоккер-вульфов, а на одинокий Пе-2 со стороны солнца вывалилось ещё несколько вражеских истребителей. Разведчикам удалось сбить два самолета противника, прежде, чем загорелась их машина. В оставшиеся мгновения они передавали в эфир открытым текстом координаты вражеских танков... Узнаете сюжет? Так что писатель Э. Казакевич знал, о чем можно написать. А многие герои его повести, в том числе и лейтенант Травкин, имеют реальных прототипов, доживших, кстати, до конца войны.
Несмотря на то, что фильм "Звезда" образца 1949 года (режиссер А. Иванов, сценаристы П. Фурманский, Э. Казакевич) один из любимых фильмов моего детства, должен сказать, что современная постановка ничуть не уступает старой. И это радует. Наконец-то! А главный герой в исполнении актера И. Петренко даже понравился больше сыгранного А. Вербицким в 1949 году. Так что, оказывается, можно и сейчас снимать (или переснимать) сильные фильмы о войне. Особенно, если не фантазировать.
А вот с "Жаждой" ситуация с исторической точки зрения получилась поинтересней. По сюжету речь идет о захвате диверсионной группой водонасосной станции в поселке Беляевка с целью дать питьевую воду в осажденную Одессу. Дело в том, что факт захвата станции в Беляевке, действительно, был. Один из диверсионных отрядов, находясь в тылу противника, обнаружил слабо охраняемую (15 румынских жандармов) станцию и захватил её. После чего и появилась мысль - дать воду в Одессу. Но на запрос по рации ответа не последовало. Тогда разведчики пустили воду с помощью рабочих станции и, не принимаю боя с подошедшим отрядом румын, ушли в плавни.
Понятно, что от истины были далеки и создатели фильма, и создатели сериала, переснимавшие фильм. Но вот сценаристом фильма "Жажда" (режиссер Е. Ташков) образца 1959 года был Григорий Поженян, моряк-разведчик, сам принимавшей участие в этой операции в августе 1941 года. Тем не менее, Поженян изменяет и "докручивает" сюжет. Собственно, в 1959 году делали фильм не о конкретном событии, а фильм о подвиге и самопожертвовании. Поэтому сюжет так изменился в сторону нагнетания напряжения: Одесса без питьевой воды, группа моряков-разведчиков имеет целью захват водонасосной станции. Для усиления драматизма один из моряков в исполнении В. Тихонова (будущего Штирлица) проникает в Беляевку под видом немецкого офицера. Румынская охрана станции заменена на части войск СС. А местная девушка-проводник, жительница Беляевки, в отряде, действительно, была и звали её Анна Макушева. Конечно, всё было не так, но, согласитесь, концовка впечатляет. Когда разведчики, дав воду в город, ведут бой, чтобы выиграть время, и гибнут все.
Сериал же страдает "детской" (а может и не "детской") болезнью современного российского кинематографа. Главным героем вместо моряка-разведчика делают пленного румынского офицера, да ещё и белоэмигранта, которого (вдумайтесь только!) обучали (точнее, он делал на эту тему доклад или сообщение) как брать штурмом ту самую насосную станцию в Беляевке. А в группу разведчиков включают и "природного" немца Алека из поселений (и это при том, что они все уже давно выселены на Урал). Все в духе времени! Глупо-бездарная "диверсионно-нквдешная" байка слегка смазанная, вроде бы, одесским "говорком"! (Извините, наехал.) И, если версия 1959 года, это хотя бы некая героическая сага (да, не без преувеличений), то версия 2010 года просто слабое подражание оригиналу. Итоги подводить не буду. Итак всё ясно.