Найти тему
Кулибина де Габриак

Мысли о письменном и устном

ttps://www.youtube.com/watch?v=0bUlyKLTTgc&feature=player_embedded_uturn
ttps://www.youtube.com/watch?v=0bUlyKLTTgc&feature=player_embedded_uturn

В предыдущей публикации о чтении я высказала мысль о том, что учить детей читать с пеленок вредно потому, что это отвлекает от более важных в младенческом - раннедошкольном возрасте вещей. Подробные и красочные объяснения, что же более важно, можно найти и у вальдорфских педагогов, и у нашего Сухомлинского.

(Но точно провести это время перед экраном телевизора - не лучшая альтернатива!)

Конечно, создание письменности обеспечило что-то вроде бессмертия вида Homo sapiens. Удивительно, что линейный символьный дискретный код, подобный коду не видимой даже вооруженным глазом ДНК, вообще возник - впрочем, конечно, ему предшествовало развернутое высказывание, течение речи линейно, один человек в один момент может произносить только один звук. Как в дописьменный период передавались знания, эмоции? Хорошо, рисунками (рисовать надо обязательно, кстати, потом расскажу еще, почему), но в основном? Непосредственным общением, показом. От мастера к ученику, от знатока и изобретателя к соплеменникам - знания, через общение и его концентрированные формы - песню, танец - эмоции. Километровые гомеровские тексты, как мы помним из курса истории, сотни лет передавались из уст в уста, пока не были записаны. Письменность унифицировала, закрепила, помогла распространить какую-то часть знаний (формализуемую) среди куда более широкого круга лиц - и поколений. (Математический язык сделал это еще более определенно).

А если еще шире взглянуть? Как стаи рыбок вместе держатся и синхронно поворачивают? Как считывает собака настроение хозяина и другой собаки? Как интерпретирует интонацию, не понимая слов? Совокупность множества трудноформализуемых признаков, сигналов от всех органов чувств. Целыми информационными пакетами передаются эти сведения от одного живого существа другому! (Через художественную литературу тоже можно, если хоть какой-то свой опыт взаимодействия с окружающим миром есть у читателя...)

У меня есть полусерьезная теория, что письменность возникла как приспособление к жизни в человеческом обществе мутантов-аутистов, ну а дальше все это вместе подтолкнуло научно-технический прогресс. Действительно, сколько веков самым древним памятникам письменности? А самым древним украшениям? Разрыв огромный!

Что делать, если вся ваша семья - скорее "люди символов" (может, вы оба программисты из Кремниевой долины?) и нет никого, кто бы самим фактом своего существования ввел ребенка в мир целостных человеческих эмоций? Не замыкаться в кругу семьи. Не презирать недоступные вам стороны жизни (а может, не так уж они недоступны на самом деле?) Искать людей, которые общаться с детьми любят и умеют. Если вашему ребенку особенно "повезло" с генами и у него та или иная форма аутизма - не отмахиваться от диагноза, пользоваться помощью специалистов, пока она еще доступна.

Хочу сослаться на удивительное от филолога Анны Коростелевой, замахнувшейся на изучение вот этой неинформационной - эмоциональной, экспрессивной, жестовой - части языка.