Найти тему
Люцерна

Екатерина II "философ на троне" . Что имеют в виду историки?

Еще в дни своего царствования Екатерина II  была названа Великой. В официальной истории сохранилось за ней это почетное имя. Полемика по поводу царствования одной из самых ярких женщин на  российском престоле началась еще на рубеже XVIII-XIX  веков. В ней как и во всей екатерининской эпохе совместились противоречивые черты: расширение прав благородного дворянства и бесправие крестьян, грубость и величие культуры, просвещенный абсолютизм и крепостное право. Можно ли назвать Екатерину II  Великой? Попробуем разобраться в этом вопросе...
Еще в дни своего царствования Екатерина II была названа Великой. В официальной истории сохранилось за ней это почетное имя. Полемика по поводу царствования одной из самых ярких женщин на российском престоле началась еще на рубеже XVIII-XIX веков. В ней как и во всей екатерининской эпохе совместились противоречивые черты: расширение прав благородного дворянства и бесправие крестьян, грубость и величие культуры, просвещенный абсолютизм и крепостное право. Можно ли назвать Екатерину II Великой? Попробуем разобраться в этом вопросе...
Культурное движение Просвещение оказало значительное влияние на миропонимание Екатерины II. Время её царствования связано с политикой, направленной на устранение остатков средневекового феодального строя, распространенной в европейских странах во второй половине XVIII  в. Просвещенный абсолютизм тесно связан с идеями Просвещения. Под влиянием философии эпохи Просвещения создалось мнение, что правитель способен провести реформы, направленные на улучшение жизни общества и государства. Законы выступали главным методом  осуществления реформ.
Культурное движение Просвещение оказало значительное влияние на миропонимание Екатерины II. Время её царствования связано с политикой, направленной на устранение остатков средневекового феодального строя, распространенной в европейских странах во второй половине XVIII в. Просвещенный абсолютизм тесно связан с идеями Просвещения. Под влиянием философии эпохи Просвещения создалось мнение, что правитель способен провести реформы, направленные на улучшение жизни общества и государства. Законы выступали главным методом осуществления реформ.

Что могло вызвать появление подобных взглядов? Появление подобных взглядов было неизбежно. Правители должны были наступить на горло собственной песни и встать на путь реформ в условиях: 1. появления капиталистических отношений; 2. разложения феодального строя; 3.популяризации идей Просвещения.Екатерина понимала, что Россия нуждается в реформах, которые должны были коснуться государственного аппарата управления, законы и сословия, крепостное право. Екатерина состояла в переписке с французским мыслителем Вольтером и хотела выглядеть достойно, поэтому писала: каждый крестьянин в её стране ест на обед курицу, а по праздникам - индейку. Жажда власти и славы являлась существенным мотивом её деятельности.По своей сути политика Екатерины II была направленна на расширение прав и привилегий дворян, на подъем промышленности и торговли, развитие городов и просвещения, но с сохранением прежнего общественного порядка.

Как представляла себе Екатерина II задачи "просвещенного монарха"?

1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.

2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

3.Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Многие провозглашения императрицы в реальной жизни часто расходились с делами.

Достичь благо подданных путем создания новых законов, в которых бы четко были прописаны их права и обязанности. Тем более последний сборник законов был издан при Алексее Михайловиче, а с тех пор утекло много воды. Законы создавать должны были сам подданные, выбрав своих депутатов для работы в составе Уложенной комиссии. О пожеланиях и нуждах населения комиссия должна была сообщить правительству. А после создать новые законы. Впрочем свод новых законов издать не удалось. Императрица была этим возмущена. Ей только и нужно было найти повод для роспуска Уложенной комиссии, и повод был найден. В 1768 году многие депутаты из дворянского сословия были отправлены на войну с турками. В дальнейшем она объявила о закрытии общих собраний Комиссии.

Итоги работы Комиссии?

-3

Волеизъявление Екатерины опережало уровень подготовленности к ним российского общества. Работа Комиссии закончилась провалом. Большинство членов Уложенной комиссии было озабоченно прежде всего закреплением за своим сословием уже существующих привилегий и получением новых. Купцы хотели покупать деревни и иметь монополию на промышленною деятельность и торговлю, а дворяне желали иметь исключительное право владеть крепостными рабочими на своих мануфактурах. Государственные крестьяне апеллировали, на тяжелое бремя повинностей, произвол судей и на не хватку земли. Законодательно объем работ и платежей крепостных крестьян так и не был закреплен. Предметный урок преподнесла Комиссия Екатерине II, о том что не возможно реализовать теоретические воззрения философов эпохи Просвещения на русской земле. Возможность, которую история давала России, не была и не могла быть реализована. Пришло время распрощаться с иллюзиями для Екатерины II.

Но тем временем хоть Уложенная комиссия была распущена, но её деятельность не прошла бесследно. Было упрочено положение Екатерины II на троне ( у императрицы не было формально особых прав на престол). И напоследок "Наказ" Екатерины способствовал распространению в русском обществе идей Просвещения. Правление Екатерины II завершило комплекс преобразований XVIII в. Оформились права и обязанности основных российских сословий (купечество, дворянство), создана система местного губернского управления. Впервые в России была осуществлена попытка разделить судебную и исполнительную власть, создать органы социальной защиты населения. Формировался общественный климат, способствовавший распространению просвещения, подъему культуры. Но главный вопрос общественной жизни России - о крепостном праве - предстояло решать в новом столетии в изменившихся политических условиях. Она стремилась использовать европейский опыт для реформирования страны, где не было ни частной собственности, ни буржуазного гражданского общества, но, напротив, имелось традиционное развитое хозяйство.