Армянский фотограф Месроп Месропян известен своими пейзажными фотографиями и фотографими памятников архитектуры Восточной и Западной Армении. Но недавно он перешел в новый жанр — портрета. О своем пути в профессию, искусстве фотографии, Армении и многом другом в беседе с Месропом Месропяном.
— Месроп, несколько лет назад прошла твоя первая выставка. Она была посвящена утраченным армянским землям — Западной Армении. Помнится, ты долго к ней шел и отнесся очень ответственно. Как именно подбиралась экспозиция, по каким тематическим разделам?
— Спасибо, я рад, что ты заметила мой ответственный подход.
Во-первых, тема выставки — Западная Армения и все, что с ней связано, — обязывающая. Это священная для армян тема, «полутона» здесь неприемлемы, недосказанности исключены. Мера ответственности чрезвычайно высока.
Во-вторых, что немаловажно — это была моя первая выставка. Что бы я в дальнейшем ни делал, это — моя исходная точка. Все последующие выставки так или иначе будут сравниваться с первой. И это тоже обязывало к определенной ответственности.
Касаемо подбора фотографий. Не скрою, было нелегко. За две поездки в Западную Армению в 2013 и 2014 годах набралось порядка 500 фотографий, из которых пришлось выбрать 26 — исходя из возможностей Narekatsi Art Institute, где должна была проходить выставка. Архитектура и природа Западной Армении неповторимы, прекрасны. Но хочу подчеркнуть, что моей целью было донести до зрителя не простую констатацию этой истины. Хотелось добиться осознания того, что мы имели, что потеряли и как это случилось. Чтобы мы остановились на мгновение и подумали: «Как мы живем, что делаем? И, самое главное, как нам быть, чтобы когда-нибудь и нынешнюю нашу Армению не потерять?..» Исходя из этого и выбиралась экспозиция. Надеюсь, мне удалось добиться именно такого осознания.
— Когда ты впервые узнал о существовании такой профессии как «фотограф» и как стал фотографом? Вообще фотограф должен учиться профессии или это внутренний дар?
— Все началось с того, что родители подарили мне, одиннадцатилетнему мальчишке, фотоаппарат для начинающих «Смена» с приспособлениями для проявки пленок и печати фотографий. Жили мы тогда в прекрасном городе Кировакан (ныне Ванадзор). Отец познакомил меня со своим другом — знаменитым кироваканским фотографом Артаваздом Сираканяном, который стал моим первым учителем. Дядя Арто, чем-то похожий на Уильяма Сарояна, открыл для меня мир фотографии. И я заболел этим миром, снимал все подряд.
Время шло, «Смену» свою я перерос, и появился продвинутый «Зенит ЕТ». Потом случилось то, что часто бывает с подростками: появились другие интересы, и фотография отошла на второй план. Но не исчезла, а ждала моего возвращения. И дождалась. В 2012-ом в один день я решил, что должен опять начать фотографировать. Просто — проснулся утром с таким решением. Приобрел новый фотоаппарат и параллельно начал теоретическую подготовку. Вместе с тем решил пойти на курсы фотографа Ваана Степаняна. Во время одного из мастер-классов я познакомился с фотографом Айком Мелконяном, который впоследствии стал моим учителем и другом.
Возвращаясь к твоему вопросу, отвечу: конечно, это дар. Но одного его недостаточно. Профессии надо учиться, «питать дар», если можно так выразиться. Но парадокс фотографии состоит в том, что чем больше ты о ней узнаешь, тем меньше о ней знаешь. Кстати, гениальный чешский фотограф Йозеф Судек говорил: «Я фотографирую потому, что еще не умею этого делать. Если бы умел, то перестал бы». Полностью с ним согласен.
— Чем дышит твое искусство? Как, на твой взгляд, развивается фотография в Армении?
— Надеюсь, что любовью. Во всяком случае, я хочу, чтобы так все воспринималось. Я люблю природу во всех ее проявлениях, люблю архитектуру, нашу древнюю историю, камни, цветы, деревья... Все, что нас окружает. Своими фотографиями я пытаюсь передать именно это чувство.
По поводу развития фотографии. Век смартфонов и гаджетов изменил многое. Всеобщая доступность сыграла злую шутку, опустила планку. Сейчас практически каждый считает себя фотографом. Но сэлфи, бэлфи или «ой, смотрите, что я сейчас кушаю» ничего общего с искусством фотографии не имеют. Это, скорее, сиюминутный «товар потребления». В этом плане я — за чистое искусство, чистую фотографию. И нам в Армении есть чем и кем гордится. Трэндовые веяния будут появляться и исчезать. А имена, скажем, Айка Мелконяна, Сурена Манвеляна, Акопа Берберяна, Мартина Шахбазяна и других, всех, к сожалению, не перечислить, навсегда останутся в истории армянской фотографии.
— В наши дни пейзажная фотография и национальный колорит набирают обороты. Как ты думаешь, с чем это связано?
— Наверное, с национальным самосознанием и пониманием важности сохранения природы. Мы начинаем ценить то, что имеем. И это прекрасно. Именно эти две составляющие одного целого — важнейшие факторы нашей национальной самоидентификации.
— Месроп, расскажи о героях твоих фотографий. Кто они? Что ты хотел через них сказать?
— До недавних пор я снимал только природу и архитектуру. Соответственно, они и были моими героями. Но сейчас мне интересен и жанр портрета, он открывает новые миры. Мои герои — простые люди в своей естественной среде обитания. В них нет и не может быть гламура, только естественное обаяние и мудрость, опыт прожитых лет, наивность, стеснительность и душевность... Они и есть Армения, на таких людях держится страна.
— Армения фотохудожника Месропа Месропяна, позволь так тебя назвать, какая она?
— Она пропитана стихами Чаренца. Прекрасная. Временами грустная и задумчивая, простая и сложная. Стойкая и упрямая. Единственная.
Беседовала Елена Шуваева-Петросян
Фотографии Месропа Месропяна