Найти тему
Ziv

Фейковые портреты исторических личностей

Оглавление

История предлагает нам не только летописи, ландкарты и книги, но и множество портретов исторических личностей. Однако тут нужно быть осторожными и не воспринимать буквально всё на веру: многие изображения были написаны уже после смерти исторических знаменитостей и к истории как таковой отношения не имеют. Таким образом, фейк был всегда, даже в средневековье.

Влад Дракула (1431–1476)

Одним из наиболее известных фейковых портретов является облик валашского князя Влада III Цепеша. Это его прозвали Дракулой и максимально демонизировали его образ, хотя правление князя было мудрым, успешным и несло процветание народу.

По слухам, князь был запечатлен при жизни несколькими художниками, а лучший портрет помещен на стену в замке Амбрас. Но это подделка, уверяют историографы, ведь даты никак не совпадают.

Портрет Влада III Цепеша написан неизвестным мастером в 1570–1595 годах (после смерти Дракулы)
Портрет Влада III Цепеша написан неизвестным мастером в 1570–1595 годах (после смерти Дракулы)

Как поясняют специалисты, на портрете и в самом деле валашский правитель, но вот написана картина почти век спустя по мотивам его прижизненных изображений образца 1465-1470 гг. Тогда он был в плену у короля Венгрии, где проводил время по-королевски: позировал для поясного портрета, например.

Картина дошла до нас благодаря австрийскому эрцгерцогу Фердинанду II, маниакально собиравшего картины в свою коллекцию «портретов замечательных людей» (в XVI веке это был тренд такой).

Лукреция Борджиа (1480–1519)

Портрет кисти неизвестного. Лукреция Борджиа (копия с картины Бартоломео Венето). Около 1510–1520 гг.
Портрет кисти неизвестного. Лукреция Борджиа (копия с картины Бартоломео Венето). Около 1510–1520 гг.

Лукреция Борджиа пострадала ни за что: историки ее оболгали, поддавшись на лживые мемуары ее якобы современников. Те не поскупились на сочные подробности, описывая развратность натуры дочери папы Александра VI. А на самом деле это была чудесная женщина, которая неустанно помогала бедным, была замужем, растила своих детей.

Портрет Лукреции кисти неизвестного мастера заинтересовал историографов, они «опознали» Борджиа на портрете Венето якобы от 1500 года, когда молодой женщине было 20 лет. Более пристальное изучение картины показало, что писана она никак не раньше 1520–1525 годов, а скончалась Лукреция в 1519-м. Так что портрет фейковый, придется признать.

Роксолана (1500–1558)

Тициан (мастерская). Портрет женщины, т. н. La Sultana Rossa. 2-я половина XVI века
Тициан (мастерская). Портрет женщины, т. н. La Sultana Rossa. 2-я половина XVI века

Приблизительно в одно время с Лукрецией Борджиа в Турции сияла звезда любимой жены султана родом с Украины. Роксолана, получившая имя Хюррем, вошла в историю как главный советник и любимая супруга султана Сулеймана Великолепного.

Глядя на портрет хваткой славянки в турецком наряде, возникает лишь один вопрос: как художника допустили к Роксолане? Даже Тициану такого бы не позволили, ведь он не евнух! Вне гарема паранджа скрывала лица жен и наложниц, так что Тициан, по всей видимости, создал портрет султанши по впечатлениям и описаниям тех, кто ее видел.

И Роксолана, и Сулейман Великолепный были в свое время безумно популярны у европейцев, поэтому портрет султанши был написан на заказ уже после ее смерти, уверяют искусствоведы.

Елизавета Батори (1560–1614)

Неизвестный художник. Портрет Елизаветы Батори. Ок. 1630 года
Неизвестный художник. Портрет Елизаветы Батори. Ок. 1630 года

Елизавета Батори, или «кровавая графиня», как ее назвали на родине в Венгрии, умерла не своей смертью. Если верить легенде, это был европейский вариант нашей Дарьи Салтычихи. Аристократка Батори была осуждена в начале XVII века за убийство сотен девушек, чью кровь она якобы пила для поддержания молодости и красоты.

Портрет венгерской Елизаветы написан в середине 16 века, приблизительно в 1540-м, а ведь родилась она только в 1560-м! Стало быть, и тут подделка. Да и мастеров портретного жанра при захудалом венгерском дворе тогда попросту не было, отмечают искусствоведы.

Как оказалось, фейковый портрет кровавой графини писан тосканским художником Аньоло Бронзино. Он изобразил жену богатого купца, а вовсе не кровожадную аристократку, которая родилась к тому же только через двадцать лет.