Два многомиллиардных по своей стоимости китайских морских порта вблизи критически важных с военной точки зрения израильских объектов вызывают у западных экспертов озабоченность по поводу потенциальных проблем безопасности и отношений с Вашингтоном. Китай строит морские порты на двух объектах, где развертывается 6-й флот США, в Хайфе, рядом с главной военно-морской базой Израиля и в Ашдоде, близ Тель-Авива, что вызывает озабоченность по поводу военного потенциала Китая в Средиземном море и на Ближнем Востоке.
Китайский гражданский порт в Хайфе примыкает к выходу с прилегающей к нему территориально израильской военно-морской базы, где базируется весь израильский подводный флот, который, по сообщениям иностранных СМИ, должен сохранять возможность ответного удара ядерными ракетами. 25 октября прошлого года в поддержку 6-го флота, штаб-квартира которого находится в Неаполе, Италия, Хайфу посетил американский эсминец с управляемыми ракетами USS Arleigh Burke. Хайфский контракт на постройку порта в 2015 году подписала Шанхайская международная портовая группа (SIPG). Начало строительства было осуществлено в июне того же года. Предполагается, что терминал Bayport будет эксплуатироваться в течение 25 лет, начиная с 2021 года. SIPG также подписала в свое время меморандумы о взаимопонимании с портами США в Сиэтле, штат Вашингтон, в 2006 году и портовым управлением Грузии в 2004 году, а также Барселоной, Испания, в 2006 году. SIPG также работает с европейскими портами Роттердам, Гамбург и Лондон, и двумя портами в Японии.
Тем временем одно из крупнейших государственных предприятий Китая China Harbor Engineering строит порт в Ашдоде, в 40 километрах к югу от Тель-Авива. «Стоимостью в 3 млрд. долл. — это будет один из крупнейших зарубежных инвестиционных проектов в Израиле, который когда-либо реализовывался, а также один из крупнейших проектов для китайской компании China Harbor Engineering», — заявил в ноябре прошлого года старший научный сотрудник вашингтонского аналитического центра Гудзонова института Артур Герман, — «Ашдод на Средиземноморском побережье является местом назначения 90% международных морских перевозок Израиля». Существующий израильский порт Ашдода в октябре принимал американский эсминец с управляемыми ракетами USS Ross, который также как и эсминец USS Arleigh Burke поддерживает интересы национальной безопасности Соединенных Штатов в районе операций 6-го флота», — написал на веб-сайте ВМС офицер по связям с общественностью с USS Ross.
В 2017 году премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, когда он присоединился к китайским чиновникам, чтобы заложить краеугольный камень порта Ашдод сказал, что это «исторический момент». Министерство транспорта Израиля и Администрации портов разрешили строительство китайских портов в Хайфе и Ашдоде «с нулевым участием израильского Совета национальной безопасности и без израильского Военно-морского флота», — написала газета Haaretz. В октябре лондонский журнал Economist писал, что первейшая озабоченность связана с китайским контролем над стратегической инфраструктурой и возможностью шпионажа». «Израильские подводные лодки, о которых широко сообщалось, что они способны запускать ядерные ракеты, пришвартованы в Хайфе. Однако сделка с китайской фирмой так и не была рассмотрена Кабмином или СНБО. Ситуация, которую только один министр израильского правительства описал как удивительную», — подчеркнул Economist.
Торговый маршрут. «Есть скептики, в нескольких израильских политических партиях и среди бывших национальных силовиков, которые предупреждают о потенциальных проблемах безопасности и возможных трениях с Соединенными Штатами в результате китайского участия в израильских инфраструктурных проектах», — написал в своей статье Эллиот Абрамс, старший научный сотрудник по ближневосточным исследованиям в Вашингтонском Совете по международным отношениям и бывший заместитель советника по национальной безопасности президента Джорджа Буша. Строящиеся порты являются частью международной многомиллиардной инициативы Китая «Один пояс — один путь». По словам Абрамса, проект «Один пояс — один путь» свяжет Китай со странами Азии, Ближнего Востока и Европы по прибыльным торговым путям через сушу и море, а Ашдод станет важнейшим портом для морской торговли с Европой. «Китайские порты в Хайфе и Ашдоде являются частью амбициозной трансазиатской стратегии по реализации трех ключевых ресурсных проектов для будущего величия Китая: нефтехимия, потребительские рынки и передовые технологии», — сказал он на брифинге 2018 года, — «Нефть и газ Ближнего Востока подпитывают рост Китая».
Ближний Восток также мог бы предложить огромный коммерческий рынок для покупки китайского экспорта, включая потребительские товары, электронику и другие товары. Гилад Коэн, заместитель генерального директора Министерства иностранных дел Израиля по Азиатско-Тихоокеанскому региону, оптимистично относится к китайским инвестициям в Израиль, хотя в последнее время все чаще звучат предупреждения против участия Китая в проектах и инвестициях в Израиле. Выступая перед аудиторией в октябре прошлого года Коэн сказал: — «Есть такие, кто считает любое экономическое участие Китая в нашем регионе угрозой нашим интересам и угрозой нашей экономической независимости. Эти заявления наносят ущерб отношениям между странами. Мы — страна, уверенная в своих возможностях, не боящаяся выхода на новые рынки, и в то же время мы эффективно защищаем нашу безопасность и стратегические интересы».
Премьер-министр Нетаньяху тем временем принял вице-президента Китая Ван Цишаня вместе с Джеком Ма, генеральным директором и основателем гиганта электронной коммерции Alibaba, в Иерусалиме в октябре. «Саммит отражает растущие связи между нашими странами, нашими экономиками, нашими народами», — заявил Нетаньяху. В 2017 году Нетаньяху посетил Пекин и встретился с председателем КНР Си Цзиньпином. Китай установил дипломатические отношения с Израилем в 1992 году, когда у власти находились Дэн Сяопин и Ицхак Рабин, и продолжает поддерживать Израиль во время голосования в Организации Объединенных Наций.