Кабина горела. Перебитый в нескольких местах маслопровод исправно подавал в раскаленную топку новые порции топлива. Очки вплавились в лицо. Ноги обгорели до костей. Однако из пассажирского отсека был слышен плачь живых детей. И лейтенант Мамкин, на одном упрямстве продолжал искать площадку пригодную для посадки самолета.
А начиналось все так.
Осенью 1943 года партизанские разведчики узнали, что в деревне Бельчицы (Белоруссия) нацисты содержат более двухсот человек советских детей. Детей, чьих родителей фашисты уже расстреляли.
Детей должны были вывезти на территорию германии, в специализированный детский лагерь, при госпитале. Где использовать как доноров крови и других препаратов для лечения своих раненых.
По согласованию с «большой землей» партизаны разработали спецоперацию по освобождению детей и последующему вывозу на освобожденную территорию
Операция называлась «Звездочка»
На первом этапе операции партизаны заняли укрепленные позиции на окраине деревни. Советское командование организовало штурмовой налет. Немцы попрятались в погреба и траншеи. Под прикрытием штурмовиков, партизанам удалось вывести детей из здания школы где они содержались.
Отход прикрывала следующая волна штурмовиков, ювелирно отсекая погоню. Самых маленьких несли на руках более старшие дети, так как самим партизанам приходилось прикрывать фланги и арьергард, на случай если поисковые команды немцев смогут прорваться через заградительный огонь.
Первый этап операции «Звездочка» был завершен безупречно. Спасено более двухсот ребятишек разного возраста.
Однако второй этап операции был намного сложнее. Такое количество детишек одним рейсом не увезти. Да и посадочные площадки, в окрестностях партизанского лагеря могли принимать только небольшие машины. Оставлять детей у партизан было невозможно, отряд вел постоянные бои. Да и командование немцев было взбешенно столь наглой операцией партизан. Охота за партизанами шла круглосуточно.
Эвакуация детей была поручена 105-му гвардейскому, отдельному авиаполку гражданского воздушного флота!
Полк был вооружен легкими разведывательными машинами Р-5. Тихоходные, зато практически бесшумные машины были наилучшим образом приспособлены к полетам за линию фронта. К тому же имели, достаточно внушительный грузовой отсек, для своих размеров.
Для эвакуации детей и раненых было выделено два специально переоборудованных самолета. С них было убрано место штурмана, за счет этого расширен грузовой отсек, и под каждым крылом подвешена пассажирская люлька - гондола.
Забегая вперед скажу, за время операции, этими двумя самолетами было вывезено с оккупированной территории более 500 человек.
Это был последний полет операции «Звездочка» За штурвалом самолета сидел опытный пилот – лейтенант Мамкин. Это был его девятый рейс в данной операции. Вылет в ночь с 10 на 11 апреля 1944 года.
В самолет поместилось десять ребятишек, их воспитатель Валентина Латко и двое раненых партизан. Короткий разбег и длительный монотонный полет к своим.
Над самой линией фронта самолет Мамкина случайно наткнулся на ночной истребитель немцев. Всего лишь одна атака… Но к сожалению, фашист не промахнулся. Единственной очередью поджег самолет в районе двигательного отсека.
Лейтенант Мамкин мог легко спастись сам. Для этого надо было лишь набрать высоту и прыгнуть с парашютом. Но в самолете были дети! Александр продолжил полет. Он даже не мог попытаться сбить пламя, подвесные люльки могли не выдержать резкого маневрирования и сорваться с креплений.
Пожар разгорался, кабина полыхала вся. После, врачи не смогли сказать, как Александр управлял машиной с такими ранениями. Согласно протоколу осмотра, ноги лейтенанта сгорели до костей. Кожа на руках сгорела полностью. Очень сильные ожоги лица. Очки вплавились в кожу, их не могли снять.
Но Александр упрямо тянул машину вперед и искал место для посадки. В лесисто-болотистом краю, это непросто даже для столь маленького самолета.
Когда лейтенант обнаружил подходящую площадку, не выдержала переборка между пилотом и пассажирами. Одежда на детях начала тлеть.
Уже ничего не видя, Александр посадил самолет на лед озера, рядом с расположением советской части. Последним усилием воли лейтенант Мамкин вытолкнул себя из горящей кабины. Он смог задать лишь один вопрос – «Дети живы?» После чего потерял сознание.
Все пассажиры выжили. Даже никто сильно не обгорел. Лейтенант Мамкин Александр Петрович скончался спустя шесть дней в госпитале.
Мамкин Александр Петрович
1916 -11.04.1944 гг.
Лейтенант гражданского воздушного флота.
На фронт ушел добровольцем. Совершил более 70 ночных полетов за линию фронта к партизанам. Доставил более 20 тонн боеприпасов. Вывез в госпиталь 280 раненных партизан.
Кавалер ордена Красного Знамени, ордена Отечественной Войны I степени, ордена Александра Невского. Награжден медалью Партизану Отечественной Войны I степени.
За последний вылет был представлен к званию Герой Советского Союза. Но по непонятным причинам награждение не состоялось.
Спасенные им дети всю жизнь называли себя – дети Мамкина. Своих детей – внуки Мамкина. Сейчас уже появились на свет правнуки Мамкина.
Вечная память герою!
Понравилась статья? Ставь лайк и подписывайся на канал!