Найти тему
Crusader

Гражданская Оборона. Настоящий русский панк-рок. Часть I

Друзья, многие из вас любят русский рок. Многие нет. Но, наверняка вы бы хотели узнать историю одной из самой влиятельной сибирской групп - "Гражданской Обороны". Что ж, можно приступать.

Не случайно весной 88-го года по стране пошло гулять выражение: «Панк-рок существовал в СССР ровно двадцать минут — во время концерта «Гражданской обороны» в Новосибирске. Все остальное — это уже постпанк.
— Александр Кушнир. Книга «100 магнитоальбомов советского рока»

Узнаваемая повсеместно песня «ГрОб». Наверное, одно из лучших творений русского панк-рока

Трудно представить словосочетание «настоящий русский панк-рок» в современной России, начиная с 2010 (примерно) года. Особенно учитывая то, что в последние годы на территории СНГ начинают возникать все новые коллективы, которые пытаются донести людям панк-рок. Однако, у них это не получается. Достаточно просто посмотреть вики «Пошлой Молли» (даже говорить противно) и мы наткнемся на замечательный жанр сей группы — поп-панк. Но даже и поп-панками их назвать трудно. Вы же сами прекрасно понимаете, что это далеко не настоящий панк-рок. А вот у меня на примете есть коллектив команда, которую можно с удовольствием назвать «русской панк-рок группой».

Егор Летов. Именно этого человека я считаю первой легендой русского панк-рока
Егор Летов. Именно этого человека я считаю первой легендой русского панк-рока

Вы уже понимаете, про кого я буду говорить, однако сначала хотелось бы обратиться к истории, и узнать больше об истории панк-рока именно в мире, а не в России.

Введение

Богатая история панк-рока берет свое начало в 70-х годах прошлого века. Истоки этого жанра уходят своими корнями к гаражному року 60-х, который и стал предшественником панка. Собственно, первую дату которую мы можем увидеть — это 1976 год. К тому году сформировалось уже несколько музыкальных групп, которые называли себя «панками». В их числе были: Ramones, Sex Pistols, The Clash из США и Великобритании. Их мы смело можем считать авангардом нового (тогда) музыкального движения. Это был панк-рок, который теперь уже навсегда ушел в историю и навряд ли вернется к нам еще раз. 

  Sex Pistols во время турне по США. 1978 год
Sex Pistols во время турне по США. 1978 год

Смотрим на фотографию и не понимаем: «А где же ирокезы, проколотые уши, косухи, и все такое, что характерно для панка?». Отвечаю — в 1970-х годах панки начинали свою активность не в таком виде, который предстает в наших головах, когда мы думаем о них. Собственно, это был тот панк-рок, которого больше уже никогда не будет. А вот анархо-панк, это и есть те самые ирокезы, татуировки, хардкорные песни и тому подобное. Причина возникновения анархо-панка ясна, как день — резкий рост популярности к анархизму, который проповедовали те же Sex Pistols и немецкая группа Ton Steine Scherben. После них уже появляются такие серьезные анархисты и пацифисты, как: Crass и Conflict. 

 Символ анархо-панков
Символ анархо-панков

Crass вообще можно считать одной из самых радикальных рок-групп Британии конца 70-х — начала 80-х годов. Коренное их отличие от все тех же Sex Pistols — если те только говорили об анархизме, то Crass сами были так называемыми «действующими» анархистами и жили в коммуне (представляете,да). Интересный факт — Crass в самом начале своей музыкальной жизни объявили о том, что распадутся в 1984 году, и сдержали свое обещание. 

 Crass на одном из последних концертов в мае 1984 года. Чувак из толпы на переднем плане ослеплен фотографом
Crass на одном из последних концертов в мае 1984 года. Чувак из толпы на переднем плане ослеплен фотографом

Переходим к основному. И, кажется, если Crass распались в 1984 году, то вот я знаю одну рок-группу, только образовавшуюся в 1984. Имхо, это конечно же, Гражданская Оборона!

Первые годы группы

Итак, мы уже узнали когда группа появилась. А вот кто был ее основателем… Егорушка Летов и Константин Рябинов (Кузя УО). Однако до ее создания у Летова был еще один небольшой проект, который он назвал «Посев». Эта группировка сформировалась в 1982 году, и основой ее творчества был гаражный рок, записанный на низкокачественные рекордеры. Такое направление в музыке называется лоу-фай. Вообще, большинство советских рок-групп можно отнести к этому стилю, потому что или вынужденно, или целенаправленно (ДК и Посев) их музыка звучала, как адский пердеж в микрофон, не более. И в этом ее прелесть.

       Фотографий Летова много, даже очень. А вот вам молодой Кузя УО
Фотографий Летова много, даже очень. А вот вам молодой Кузя УО

В рамках проекта «Посев», кстати, было записано 10 альбомов. Это за два с половиной года. Я считаю, что это много, особенно для людей, которые только вступили на путь музыки. Из этих десяти альбомов было утеряно целых три, однако остальные сохранились. Среди них — Музыка Любви, Сделай Сам, Дождь в Казарме. 

Отойдем от Посева и поговорим о «Гражданской Обороне». 8 ноября 1984 года группа была основана, и с этого места уже идет история. Первый состав насчитывал только три человека: Летов — вокал, ударные, гитара; Рябинов — бас-гитара и Андрей Бабенко (Босс) — гитара.

Первым альбомом группы принято считать «Поганую Молодежь». До сих пор эту пластинку считают одной из лучших в творчестве команды. По моему скромному мнению, кроме первого альбома «Обороны» самыми признанными и популярными можно считать альбом «Тошнота», «Вершки и Корешки» и «Красный Альбом». «Поганая Молодежь» по сути является сборником неизданных песен «Посева». То, что не вошло в ее плейлист, перекинулось в альбом «Оптимизм». 

Затем происходят интересные вещи — судя по всему, группа каким-то образом оказывается в поле зрения КГБ (боже упаси вас от этого), несмотря на то, что все песни записывались в домашней студии Летова — ГрОб-рекордс. Рябинова забирают в армию, несмотря на его больное сердце, а Летова, как психически нездорового человека — в психбольницу. Вообще, использование психиатрии в политических целях в СССР неплохо использовалось, особенно в 80-х — 90-х годах, когда все начали понимать, что совку долго не устоять. Там Егор пробыл три месяца.

Я находился на «усиленном обеспечении», на нейролептиках. До психушки я боялся того, что есть некоторые вещи, которых человек может не выдержать. На чисто физиологическом уровне не может. Я полагал, что это будет самое страшное. В психушке, когда меня начали накачивать сверхсильными дозами нейролептиков, неулептилом — после огромной дозы неулептила я даже временно ослеп — я впервые столкнулся со смертью или с тем, что хуже смерти. Это лечение нейролептиками везде одинаково, что у нас, что в Америке. Всё начинается с «неусидчивости». После введения чрезмерной дозы этих лекарств типа галоперидола человек должен мобилизовать все свои силы, чтобы контролировать своё тело, иначе начинается истерика, корчи и так далее. Если человек ломается, наступает шок; он превращается в животное, кричащееся, вопящее, кусающееся. Дальше следовала по правилам «привязка». Такого человека привязывали к кровати, и продолжали колоть, пока у него не перегорало, «по полной». Пока у него не возникало необратимого изменения психики. Это подавляющие препараты, которые делают из человека дебила. Эффект подобен лоботомии. Человек становится после этого «мягким», «покладистым» и сломанным на всю жизнь. Как в романе «Полёт над гнездом кукушки». В какой-то момент я понял — чтобы не сойти с ума, я должен творить. Я целый день ходил и сочинял: писал рассказы и стихи. Каждый день ко мне приходил «Манагер», Олег Судаков, которому я передавал через решётку всё, что написал.
— Егор Летов. Описание лечения в психбольнице

Яркий пример того, как творчество может вытащить человека из тяжелейшей ситуации, которой и являлось принудительное пребывание звезды русского панк-рока в психушке.

  Обложка альбома «Поганая Молодежь»
Обложка альбома «Поганая Молодежь»

Период известности

Все начинается с 1987 года. Период популярности группы и ее первый большой концерт — все это завязывается в один год. Первый Новосибирский рок-фестиваль — кстати, один из самых скандальных и известных рок-фестивалей в СССР, состоялся 10-13 апреля. ГрОб приехали туда без приглашения, их никто туда не звал, так как группа не приобрела достаточную известность, а ее текста шли вразрез с государственной идеологией, а так как именно ВЛКСМ проводило этот фестиваль, то понятно, почему их не пригласили. 

В тот момент группа состояла из трех человек, но кроме Летова, там были Олег Лищенко и Евгений Лищенко, из дуэта «Пик Клаксон». У организаторов возникла большая проблема: комсомол запретил приезд групп «Звуки Му» и «Аукцыон». Летов и КО тут же предложили свои услуги: они были готовы отыграть некоторое время, пока «дыра» не закроется. Внимание, рофл! Президент Новосибирского рок-клуба представил ГрОб как пай-мальчиков, «образцовый коллектив музыкальной самодеятельности из Омска». Ну, пришедшие на фестиваль и подумали, что сейчас им сыграют простенькие песенки и наверняка не готовились ни к чему особенному. Летов выступал под псевдонимом «Адольф Гитлер». Когда музыканты вылетели на сцену, началось сначала всеобщее изумление, а затем толпа пришла в буйство. Да что толпа, организаторы не могли 25 минут опомниться, и Оборона отыграла почти всю свою программу. Затем охранники вытолкали ребят со сцены и запретили им участвовать в концерте. Выступление просто ошеломило публику. Зрители фестиваля разнесли по всей стране легенду о новой рок-группе. Это был явный успех. Немножко испортило общую ситуацию то, что Летова после концерта объявили в розыск и ему пришлось добираться до Омска автостопом (на братьев Лищенко это не распространялось). Розыск прекратили лишь зимой 1987 года.

 Программа ГрОб на Новосибирском рок-фестивале. Летов стоит с гитарой
Программа ГрОб на Новосибирском рок-фестивале. Летов стоит с гитарой

После выступления дела у группы пошли в гору. Летов приободрился, и, несмотря на плохие взаимоотношения с КГБ, записал целых пять(!) альбомов, что можно считать большим успехом, ведь сделал он это за два месяца(!). Опять же, просто замечательно! Среди этих пяти творений — уже упомянутый мной «Красный Альбом», «Мышеловка», «Хорошо!!», «Тоталитаризм» и «Некрофилия». Самому Егору больше всего импонировал альбом «Мышеловка». Сам он так описывает свои чувства после его записи:

Помню, что когда я его закончил, свел и врубил на полную катушку — то начал самым неистовым образом скакать по комнате до потолка и орать от раздирающей радости и гордости. Я испытал натуральный триумф.
— Егор Летов. Официальная альбомография ГрОб-рекордс

Примечательно, что все эти пять альбомов были записаны Летовым в одиночку, но сам солист состав группы указывал так:

  • Джа Егор — вокал (Летов всегда участвовал в исполнении песен, даже если они были совместные)
  • Лукич — ударные, бас-гитара
  • Майор Мешков — гитара
  • Килгор Траут — бас-гитара
  • Дохлый — гитара

Каждый из этих псевдонимов Егорушки легко объяснить: Джа Егор — это он сам, тут и думать не надо, Лукич — неплохая отсылочка на Вову Ленина, Майор Мешков — это тоже совсем просто, Мешков Владимир Васильевич — майор КГБ, который вел дело против Летова и поучаствовал в заключении Егора в психушку зимой 1985 — весной 1986 годов, Килгор Траут — один из любимых персонажей Летова из книг Курта Воннегута, Дохлый — старый псевдоним Егора, еще до «Посева».

 Собственно, обложка альбома "Мышеловка". Вообще, ГрОб запоминается своими обложками, наверное ни у кого таких не было.
Собственно, обложка альбома "Мышеловка". Вообще, ГрОб запоминается своими обложками, наверное ни у кого таких не было.

Думаю, на этом можно закончить. Вторая часть обещает быть не менее интересной, оставайтесь со мной.