Quake помнишь, дедуля? Помнишь, а? Как разносил врагов на клочки? Бах-бах! Как превращал монстров в месиво? Вспомнил? Забудь. Untitled Game хоть и представляет собой модификацию культового шутера, выпущенного в 1996 году, но совсем на него не похожа.
Untitled Game — это выпущенный в 2001 году проект JODI, тандема голландских художников Джоан Хеемскерк и Дирка Пэсманса. JODI, пионеры нет-арта, с начала 90-х эстетизируют глюки, вирусы и ошибки кода. Их творчество призвано подрывать отношения между компьютерными технологиями и пользователями. В случае с «Безымянной игрой» арт-группе это прекрасно удалось.
Что такое Untitled Game? Набор из 13 модификаций для первого «Квейка». В этих модах изменён программный код, нарратив убран, а графика лишена всякой реалистичности, сведена к минимуму, чтобы достичь наибольшего контраста между сложными звуковыми ландшафтами и скудной визуальной средой. Игровой процесс прост, если в избавленной от содержания игре он вообще возможен. Всё, что предлагается геймеру — слушать звуки из оригинального Quake (стрельба, взрывы, лай собак и т.д.), довольствоваться графикой, напоминающей о временах аркадного автомата Pong, и нажимать на клавиши в надежде на хоть какое-то взаимодействие с игровым миром.
Эту игру нельзя пройти, в неё невозможно играть, она абстрактна и полностью дисфункциональна. Именно для этого провокаторы JODI её и создавали. Игровой движок для них — такой же художественный инструмент, как холст для живописцев. Но я всё же умудрился поиграть в эти обрывки кода, дав воображению волю и представив, что передо мной не смелый арт-проект, а простенькая инди-поделка из Steam. И знаете что? Топ, 10 из 10.
Первым делом я запустил мод под названием V-Y и попал в чёрный коридор. За мной увязался свирепый невидимый монстр, он рычал (именно так я понял, что он невидимый и свирепый) и преследовал меня, а я в панике бегал по этому абстрактному пространству, ориентируясь на линии перспективы. Поняв, что от противника не скрыться, я сдался и отрешённо наблюдал, как очки здоровья стремятся к нулю. После смерти я нажал на пробел и оказался в том же самом коридоре, живой и здоровый. Разве не потрясающе?
Следом я попробовал мод Spawn. В этой вариации «Квейка» пространственная информация полностью отсутствует, поэтому перемещение по карте лишено смысла. Зато здесь можно пострелять под инфернальный собачий скулёж. Нажимаешь на Enter, и серые пиксели разлетаются по чёрному фону, как мелкие водяные капли из распылителя.
В модификации E1M1AP графика больше всего похожа на оригинальную, но движение через пространство искажено и даётся игроку с трудом. Когда я решил пойти вперёд по коридору, мир начал неуправляемо вращаться, как бельё в обезумевшей стиральной машине. Добавь к этому рёв вездесущего невидимого монстра, и ты поймёшь охватившую меня панику.
Ctrl-9, Ctrl-F6 и Ctrl-Space, пожалуй, самые гипнотические моды. Чёрно-белые муаровые узоры, генерируемые движком, вызывают в памяти ассоциации с оптическим искусством, психоделическими шестидесятыми и шахматной доской из «Алисы в Зазеркалье».
Наконец, последний мод, в который я поиграл. Arena. Здесь присутствуют все элементы Quake, включая полностью визуализированное трёхмерное пространство. Правда, они невидимы. JODI превратили всё в сплошной белый цвет. Преданные фанаты Quake, выучившие все уровни наизусть и способные проходить их вслепую, будут чувствовать себя комфортно, остальные увидят только это:
Если я наткнусь в Steam на очередную кишащую багами игру, я не буду строчить отрицательный отзыв. Вдруг её создатели — последователи JODI, выискивающие красивые баги и возводящие компьютерные глюки в ранг эстетического? Даже если это не так, Untitled Game доказала мне, что ошибки программного кода, преднамеренные или нет, тоже могут быть искусством, как и любые ошибки.
Скачать Untitled Game можно здесь. А я, пожалуй, пойду и выбью дерьмо из парочки-тройки шамблеров. Бах! Бах! Бах!
Понравилась статья? Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы следить за новыми публикациями. А ещё у нас есть паблик Вконтакте.