Найти тему
Кулибина де Габриак

Читать раньше, чем ходить?

Меня научили читать в три года, бывшего мужа - в пять, а наши дети начали складывать буквы в слова во второй половине первого класса, плюс-минус пара месяцев. Запойное чтение книг догнало обоих классу к третьему. Способность по своей воле делать уроки и разбираться в сложных абстрактных темах - наверное, к десятому. Чем дальше они растут, тем меньше вижу я различий в интеллектуальном плане между ними и нами в том же возрасте. А по части "социального интеллекта" новое поколение обогнало родителей давно и бесповоротно!

Когда они еще не читали или читали еле-еле, я работала в центре раннего развития и, конечно, была уверена, что "после трех уже поздно", как многие и многие ответственные мамочки. И нас всех ждет печальная судьба, с этими детьми уже каши не сваришь, проще родить новых ))) Надеюсь, из первого абзаца ясно, что я ошибалась )))

А сегодня я посмотрела на форуме сегодняшних молодых мам: что-то изменилось? Да нет, по-прежнему обвешивают манежи полугодовалых буквами, учат символам. Хвастаются друг перед другом рекордами. Прочла отчет мамы со стажем: в 17 лет ее сын после такого раннего обучения чтению молодец и поступил в университет на бюджет. Но, эх, поступление в университет - это только начало...

Сколько моих однокурсников по МГУ, как и я, до школы прочли множество книг, написали свои, но теряются в ситуациях живого общения: как понять выражение лица? что сказать, как отреагировать? Как отличить любовь от нелюбви?

Думаете, эти провалы не влияют на научную карьеру? Хорошо, допустим, не так сильно влияют, как, например, на карьеру менеджера по продажам, артиста или политика - эти без живого общения не могут существовать, а без решения дифференциальных уравнений вполне обходятся. Но все же и ученым неплохо уметь выстраивать общение и с коллегами, и с чиновниками, и с прохожими на улице, и с близкими людьми... Семью неплохо бы создать! Здоровую и крепкую. Да точно ли в коляске дрыгает ножками именно потенциальный работник науки? По теории вероятностей, скорее нет, чем да!

Эти же бывшие дети, которых усиленно развивали интеллектуально, часто малоподвижны, их вечно освобождали от физкультуры, им неведома радость от таких "глупых" занятий, как танцы, плавание или лыжи. Родители могут думать, что физкультура - необязательный предмет, а нужно всю жизнь готовиться к ЕГЭ и олимпиадам. Но... Проходит молодость, а с ней - способность организма выносить всевозможные издевательства. И тут оказывается:

  • что от постоянной сидячей работы (и сидячего отдыха) неразвиты мышцы спины и нижних конечностей; первое создает предпосылки для межпозвонковых грыж и обкрадывания головного мозга, второе - для варикозного расширения вен кровеносной и лимфатической системы;
  • затруднение оттока жидкостей от нижних конечностей не только портит экстерьер и затрудняет пешие прогулки (мы ведь уже решили, что ученому на это плевать?), но и способствует образованию тромбов в местах этого замедления (можно привести формулы из реологии, а можно просто представить себе заболоченный берег медленной реки... если, конечно, вы были когда-нибудь на таком берегу!)
  • а оторвавшийся тромб может завершить самую блестящую научную карьеру за пять минут.

Ну и такая штука, как воля - очень полезная во всех областях - воспитывается не при облегченном впитывании разнообразной информации. Традиционный есть инструмент: игры с правилами. Прятки, жмурки, казаки-разбойники, море волнуется раз... Ну и физкультура та же самая.

Что хорошо в раннем чтении - это то, что родители в принципе обращают внимание на детей, а если водят на какие-то занятия, то, значит, создают лишнюю ситуацию социального общения и для себя, и для детей (преподаватель, другие родители, другие дети), плюс прогулка!

Но не лучше ли всю ту же самую энергию пустить на постижение трудно формализуемых аспектов человеческого: заботы о теле и жилище, игры, танца, музыки, рисования, литературы? Труда, физкультуры, общения с природой?

Ну, пусть не всю, но хотя бы большую часть! Ведь есть ситуации, когда без раннего обучения чтению (восприятия формализованной до уровня однозначных символов информации) просто не обойтись...

Например, как общаться со слепоглухонемым ребенком? Дефектологи обучают такого ребенка сперва навыкам самообслуживания, и потом, очень быстро, буквам - буквы пишут на руке. Это очень сложная, кропотливая, высокопрофессиональная работа, но в результате с обученным ребенком можно общаться и даже объяснять абстрактные понятия.

Как познавать мир ребенку, у которого почему-то ограничены возможности играть с другими детьми, манипулировать предметами, ходить на прогулки? Освоение языка символов (оно может произойти самопроизвольно - нас окружают вывески в конце концов) расширяет границы нашего мира до бесконечности. Ребенок, прикованный к больничной койке или запертый в квартире со старенькой бабушкой, счастливее с книжкой, чем без.

Но вовсе не чтение - это то, что "после трех уже поздно"!

Что-то вроде продолжения тут