Достаточно часто мы наши похождения совмещаем с установкой соларографических камер. Это по сути камера-обскура - любая светонепроницаемая банка-коробка с маленьким отверстием и помещенной внутри фотопленкой или фотобумагой.
Немного про сам метод
Соларография (англ. solargraphy, исп. sollarigraphia) - съёмка на фотобумагу траектории движения Солнца над горизонтом при помощи камеры-обскуры. Внутри какой-либо емкости находится фотобумага. Объектив - маленькое отверстие в этой емкости. Из-за длительного экспонирования проявка в этом случае не нужна. Солнце светит ярко, поэтому от него остается след. Остальные объекты "прорисовываются" не так четко.
Еще в Петербурге Паша забабахал целый проект, чтобы увидеть, как солнечный трек "выжигается" на фотобумаге. В кадре как раз дом, где мы жили (там, где горит ядрено-красная вывеска). Посмотреть видео можно тут.
То, что вы видите на видео - это цифровой фотоаппарат снимает проекцию на фотобумагу. То есть объектив обращен не на улицу, а внутрь ящика, на бумагу. Я тоже не сразу поняла, да)
Ну так вот, это чтобы понять суть. Вот сам результат на фотобумаге
Описание проекта от автора: "Сама идея гибридной камеры путешествовала по блокнотам пару лет и прошла эволюцию от банки из-под чая с веб-камерой и дверным глазком в качестве объектива до стальной бочки с полноценным зеркальным фотоаппаратом. В какой-то момент в руки попал старенький широкоугольный объектив Зенитар 16/2.8, который внезапно смог сфокусироваться на 13 см, что позволило уменьшить камеру до размеров небольшого арбуза. В результате расчётов и моделирования удалось добиться охвата 90 градусов по горизонтали и 60 градусов по вертикали при сохранении резкости по всему полю кадра. Для начала эксперимента был выбран день зимнего солнцестояния — 22 декабря, именно в это время солнечный трек помещался в поле зрения камеры от рассвета до заката. Постепенно с каждым следующим днём он проходил всё выше и выше, и по расчётам должен был достичь нижнего края листа фотобумаги к середине апреля, а выйти из поля зрения цифровой камеры ещё раньше — примерно в середине марта.
Каждый день с 21 декабря 2015 года установленная на балконе и направленная на юг гибридная камера в заданное время включалась и автоматически фиксировала 225 кадров с интервалом в 2 минуты. Поскольку через пинхол проникает очень мало света — время экспозиции составляло 57 секунд, после чего следовал темновой кадр такой же длительности, и оставалось ещё 6 секунд для обработки данных и записи их на носитель. По различным причинам часть дней оказалась потерянной, а ближе к концу марта выработал ресурс и начал умирать затвор на Canon 400D. Удивительно, но камера успешно пережила январские морозы, достигавшие -25 градусов. За всё время удалось получить 12500 кадров — это около 55 дней. К 23 апреля 2016 года солнечные треки вышли за нижний край фотобумаги.
В ролике представлены всего 16 самых интересных дней, 2/3 отснятого материала - пасмурные и мрачные, но порой тоже интересные дни.
Sun path – термин, обозначающий часовые и сезонные позиционные изменения положения Солнца при вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Собственно, это и есть основной предмет соларографической съёмки."
Канадские попытки: солнца-то больше
Переехав в Канаду, Паша продолжает свои соларографические эксперименты, а я помогаю, как могу.
Пока Паша был в Китае, чайная банка с фотобумагой ездила со мной на работу (непрерывная съёмка трёх недель поездок). Четкие линии в правой части кадра - это когда машина стояла у офиса и смотрела на Бэйкер. Непонятные загогулины по центру - это когда я ехала на работу в солнечные дни.
Несмотря на ежедневное перемещение, солнечные треки "собрались" в типичную картину, будто камера была закреплена на здании или дереве. Собрались очертания дерева, положения руля при стоянке и даже есть некоторая закономерность в следах от солнца при движении. С точки зрения консервной банки с фотобумагой внутри - это вечный День сурка.
Commuting (Маятниковая миграция) - условное название регулярных (обычно — ежедневных) поездок населения из одного населённого пункта (места жительства) в другой — на работу или учёбу и обратно. Маятниковая миграция является результатом несоответствия размещения производства и расселения людей.
От наблюдения за природой до наблюдения за людьми
Вид с горы Sumas на долину реки Fraser. Чуть выше по течению река заперта в узком каньоне и несёт в себе золотоносные пески (здесь начинались канадские золотые лихорадки в 1857 и 1860 годах). На последних 100 км перед впадением в Тихий океан она намыла ровную площадку между гор, которая сейчас занята фермами, где выращивают курурузу и голубику.
С горы Sumas на самом деле есть два соларографических фото. Выше - первая попытка. Поехав забирать вторую банку, застали настоящую зимнюю сказку. Внизу у нас были дождь и зеленая трава, а стоило подняться на 800 метров - и началась Winter Wonderland. Чем выше, тем больше снега.
Но вторая соларографическая версия не удалась, хотя и была с большей выдержкой. Судя по всему, банка очень заинтересовала какую-то птицу (орла?), и она пыталась утащить банку (на банке следы когтей), но та была очень хорошо прикреплена к камню, что устояла не только против птицы, но и самого сильного за последние 20 лет шторма. Поэтому либо из-за деформации банки, либо из-за того, что фотобумага сместилась внутри, изображение получилось смазанное.
К сожалению звери - не единственная угроза. Людей тоже надо учитывать, и в Канаде хватает балбесов. Забрались как-то на одну из ближних гор, Dewdney (через реку от горы Sumas). Там есть хижина, построенная местными жителями в память о пилоте из этих мест, погибшем при тушении лесных пожаров. Соответственно, место достаточно популярное, несмотря на факт, что чтобы туда добраться, надо забраться на 600 метров наверх.
В общем-то, разместить банку на этой поляне было больше социальным экспериментом, чем ожиданием получить результат.
На банке написали, что это такое (что внутри нет ничего, кроме фотобумаги) и оставили контакты для связи. Два человека написали! Очень интересовались, что получится. И более, того, приняли живое участие в судьбе этой камеры. Банку мы установили 11 ноября, в День Памяти. И в конце декабря один из интересовавшихся написал Паше, что банки больше нет на месте.
Решили проведать хижину, хотя собирались туда идти весной, когда светового дня будет больше, чтобы еще догулять до самой вершины. И угадайте, кого мы там встретили?
И да, банки действительно не оказалось на месте. Мы, похоже, знаем, кто виноват, поделимся с ними результатом.
И нет, не все пропало! Банку мы-таки нашли. Социальный эксперимент же. Я подумала, что явно те, кто ее сорвал, не стали бы ее забирать с собой. Потрясли - и выбросили. Так оно и оказалось. Прикинула, куда бы они могли ее забросить, нашла в кустах ниже по склону. Таки паттерны поведения определенных слоев населения вполне предсказуемые.
На наше счастье она лежала отверстием вниз, изображение не пострадало. Получилось отлично, хотя, конечно, план был подольше подержать.
Если кому интересно про соларографию, Пашина группа вконтакте по соларографии тут. Народ делится своими работами, экспериментируют.