Найти в Дзене
Теория Авиации

"После четвертого разворота друзей нет": что значит это неписаное правило летчиков?

В каждой профессии есть свои неписанные законы, которые связаны с теми или иными ситуациями, и которых четко придерживаются все сотрудники. Одним из таких выражений у летчиков является - «На четвертом развороте - друзей нет». Как его понять?

Это выражение имеет отношение именно к военно-транспортной авиации. Его можно услышать во время разбора полетов, после того как большой группой самолетов была совершена посадка после выполнения задания.

Десантирование воздушных десантов происходит в основном группой самолетов в очень плотных или сокращенных боевых порядках. Между такими самолетами дистанция может составлять всего несколько метров. Чтобы задание было выполнено, а самолеты смогли зайти на посадку нужно очень точно рассчитывать безопасную дистанцию. К примеру, для тяжелых самолетов, таких как Ил-76 или Ан-12 безопасным считался интервал в 2 минуты. За это время спутный след от предыдущего самолета рассеивается, смещается по ветру и гарантирует безопасную посадку для всех остальных воздушных судов.

После роспуска на посадочном на посадочный курс друг за другом может выстроиться более 20 самолетов. Интервал между ними должен составлять 2 минуты, а посадка производиться в строгой последовательности, если произойдет ошибка хоть у одного экипажа, все последующие экипажи также будут иметь трудности.

Больше всего экипаж был в напряжении после роспуска группы из сомкнутого боевого порядка. Данный маневр должен выполняться способом последовательных разворотов на 180 градусов с временной выдержкой. Для всех экипажей каждая секунда влияет на значение расчетной дистанции. Стоит учесть, что погрешности в углах крена, учет ветра, выдерживание скорости также важны для коррекции. Каждый командир должен был решить задачу, как обеспечить себе место в строю в соответствии с поставленной задачей?

-2

Если отстал – придется догонять, слишком приблизился – нужно отставать, если хотя бы один самолет допускал ошибку, это отражалось на положении всех остальных самолетов. Именно поэтому и возникло выражение «На четвертом развороте – друзей нет». Каждому нужно выдержать дистанцию, иначе остальным друзьям придется выкручиваться самостоятельно. Если произошла ошибка у одного, последующие пилоты вынуждены будут уходить на второй круг при опасном сближении, при этом виновник проблемы может уже и вовсе быть на земле.

А вообще-то лётчики, как люди, наделённые исключительным чувством юмора, эту пословицу полностью произносят так: «В столовой и на четвёртом развороте друзей нет». И добавляют: «Лучше потерять любовницу, чем скорость на четвертом развороте!»

И с ними трудно не согласиться…