Все, кто пробовал хотя бы немного касаться актуальных проблем, писать критические статьи или публиковать собственную аналитику, знают насколько труслив Яндекс.Дзен.
Любая жалоба, вне зависимости от ее обоснованности, ведет к блокировке контента и предложения разбираться с жалобщиком вне площадки. Об этой ситуации я как-то писал на личном примере, когда за карточку канала "Фантастические произведения" (автор третий раз меняет название) заблокировали весь нарратив.
Нынче ситуация стала еще более печальной, после того как Роскомпозор потребовал у Дзена блокировки канала МБХ (по сути верной, т.к. сайт входил в перечень запрещенных), у наших полубогов началась паника. Теперь от авторов требуют абсолютной нейтральности в подаче материала, т.е. превращают авторов в обычных репортеров без личного мнения.
Вот например как разъясняет ситуацию один из немногих адекватных ТП-шников:
Я понимаю ваши трудности и то, чем вы руководствовались, размещая публикации. В то же время специфика платформы предполагает более нейтральное выражение собственного мнения.
Это формулировка для тех случаев, когда даже ТП не может запихнуть текст под "язык вражды", "кликбейт", "обсценную лексику" и т.д.
Спорить с этим бесполезно, т.к. Дзен имеет полное право вести удобную ему политику. Претензии только по двум позициям:
1. Трусость ставит в неравное положение сайты и каналы. Сайты могут писать яркие статьи с заголовками-кликбейтами, а от каналов требуют примитивное описание, как в теле статьи, так и в названии.
2. Изображая из себя чистоплюя, Дзен позволяет гнать чернуху там, где для него нет опасности.
По первому пункту уже говорено-переговорено, поэтому остановимся на втором.
Ограниченная этичность Дзена
Поводом для написания этой статьи послужил комментарий, который я приведу здесь полностью:
Есть тема, которая вам может быть интересна для этого канала. Многие знают (особенно после той самой статьи в журнале Дзена) о канале Тихона Смирнова, который позиционирует себя как сотрудник Пятерочки и создает "ультра-качественный" контент на близкую аудитории Дзена ритейл-тему. Сейчас на него подписано больше 24 тыс. человек, его статьи уровня "осадили наглую покупательницу" собирают миллионные охваты. По собственному признанию он зарабатывает 200 тыс. рублей на своих статьях в месяц.
Оценка уровня этого контента - дело неблагодарное. Больше вопросов у меня лично вызвало, что через этот канал фактически Дзен открыл дорогу для самого отвратительного вида базарного мочилова. Занимательные истории из Пятерочки стали троянским конем для миллионной аудитории, в котором провозят негативную инфу на конкурентов пятерки. Например, пост от 10 декабря у Тихона полностью посвящен проблеме адского труда в Магните
В посте о поддельной красной икре использован баннер опять же Магнита. Там есть оговорка, что такое может случиться и в Пятерочке, но для читателя в любом случае создается визуальная ассоциация.
У Тихона есть посты, которые можно счесть антипиаром для Пятерочки, но тут нужно учитывать, что руководство сети знает о блоге Тихона (об этом есть в том самом тексте в журнале Дзена), так что если бы он наносил реальный ущерб компании, у него как минимум могли бы начаться проблемы на работе. Ну и в качестве доказательства вот пример "критического" поста против пятерки: "При помощи какой уловки Пятерочка будет вынимать деньги из кошельков покупателей в декабре". Это самая беззубая критика, которую только можно придумать. Вроде бы сеть и обвиняют в том, что она собирается впаривать людям товары с помощью скидок. Но между делом пиарятся эти скидки на колу и рост зп персонала. Вот цитата: "Большие боссы сообщили про постоянно растущую заработную плату линейного персонала, про новогоднюю надбавку к премии" (тут же вспоминаем пост о рабском труде в Магните).
Как мы видим щепетильность Дзена по поводу эмоциональных оценок и критики мгновенно пропадает, когда дело касается его любимцев. Более того, мы видим не просто стороннего критика, а лицо имеющее прямую заинтересованность в принижении конкурента. Интересно, "Пятерочка" оплачивает работу только Тихону или Дзену тоже?
Вот что дальше пишет автор комментария:
Я вижу в этом во всем пример лицемерия Дзена. Руководство говорит о том, что Дзен должен стать главной платформой для нативной рекламы в рунете. Только вот у нативной рекламы должны быть огромные требования к этической стороне вопроса. Так-то под прикрытием текста на жизненную тематику можно протащить что угодно, а читатели не заметят. Но нативка ни в коем случае не должна быть направлена против какого-то бренда, читатель всегда должен знать, что перед ним реклама, и источник никоим образом не может быть аффилирован с рекламодателем. В нормальной журналистике такое называется конфликтом интересов. К тому, что, возможно, происходит на канале Тихона Смирнова скатываются региональные желтые газетенки, в которых владелец газеты размещает негатив против своих конкурентов из других сфер бизнеса или политики. Как по мне, это очень грязно и то что Дзен потворствует этому, огромный минус для всей платформы. Фактически у Пятерочки сейчас есть карт-бланш на размещение любого негатива против любого своего конкурента через блог Тихона на самую что ни на есть свою целевую аудиторию.
Вот как-то так ...
Конечно тема несколько выбивается из интересов авторов Яндекс.Дзен, у них своих проблем выше крыши, но мне кажется она интересна для понимания того, куда движется Дзен.
ПС. Представляете сколько будет заказов на конкурентов, если Дзен продолжит такую практику. Сервис ведь не подпадает под закон о недобросовестной конкуренции. Или подпадает?
Формы недобросовестной конкуренции установлены ст. 14 указанного выше закона. Это:
— распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
— введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
— некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
— продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
— получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца.