Найти тему
Мой интеллект

Что в "Фокусе внимания"? Стоит ли это нашего внимания?

Прочитал книгу Дэниел Гоулмана "Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе". О чем она? И стоит ли нашего внимания?

Аннотация заявляет, что эта книга представляет новаторский взгляд автора на ценнейший наш ресурс - внимание, которое до настоящего времени мало изучено. Автор же, сочетая научный и практический подходы, многоаспектно и очень серьезно раскрывает нам этот феномен. Что ж - я настроился на увлекательное и полезное чтение.

Однако, в зарослях всевозможных историй и ситуаций смысловые единицы попадались нечасто.

Вот они, примерно в той последовательности как появлялись по мере чтения:
- нам жизненно необходимы самоосознание и эмпатия;
- внимание ("когнитивная мышца" по терминологии Гоулмана) нужно сознательно тренировать, подобно тому как тренируем мышцы тела;
- для самосознания нам нужны три фокуса внимания: внутренний - на себя, внешний - на окружающий нас мир, еще один внешний - на те системы, которые формируют окружающий нас мир;
- наше внимание отвлекают два фактора: сенсорный и эмоциональный;
- определенные отделы мозга отвечают за определенные свойства нашего интеллекта - с вниманием связана предфронтальная область мозга, а с эмоциями - миндалевидное тело;
- наряду с индивидуальным существует коллективное внимание (мышление) и чем больше социальных связей, чему способствует Интернет, тем оно сильнее;
- существует: а) нижнее внимание и, соответственно, "восходящий разум", иначе говоря, подсознание; б) верхнее внимание с "нисходящим разумом" - т.е. то, что мы называем сознанием; они должны быть согласованы: то, чему научаемся и тренируем в верхней части переводится вниз для автоматического выполнения и экономии энергии - умения становятся навыками;
- нашим вниманием в различных ситуациях управляет, прежде всего, "восходящий разум", а затем "бразды правления" берет (далеко не всегда!) "нисходящий разум";
- если мы хотим создать нечто новое, то внимание нужно отпускать вниз, в "свободный полет творчества" в "нисходящем разуме", при этом следует вовремя переключиться на "верхний ум", чтобы осознать и доработать полученную идею;
- внимание во время рутинной деятельности должно быть сфокусированным - "исполнительное внимание", иначе ум становится блуждающим и неэффективным;
- чтобы отключить "болтовню мозга" полезно сосредоточиться на теле, дыхании, органах чувств;
- любитель довольствуется тем, что он когда-то наработал в "нисходящем разуме " (сознании) и закрепил в "восходящем разуме" (подсознании), профессионал же постоянно осознает свои автоматизированные навыки и совершенствует их тренировками;
- для самоосознания прислушивайтесь к мнению других и используйте методику "360 градусов";
- самоконтроль или "исполнительный контроль" - главная часть самоосознания, он позволяет не поддаваться инстинктивным посылам , импульсам (известный эксперимент с зефиром), что, в конечном итоге, обеспечивает жизненную успешность;
- сила воли (волевое внимание) - это инструмент управления переходами между "восходящим" и "нисходящим разумом";
- три вида эмпатии: 1) когнитивная - чтение эмоций других людей; 2) эмоциональная - резонансное переживание эмоций других людей; 3) эмпатия как соучастие, помощь этим людям;
- заучивание больших текстов обеспечивает хорошую память (кстати, беда наших школьников и студентов - слабая память, может быть потому что они совершенно не учат материал. а занимаются "угадайкой" или ролевыми играми?);
- другой "секрет" хорошего запоминания - выделение информационных блоков, т.е. структурирование материала;
- концентрация на положительных и отрицательных эмоциях - способ лучшего самопознания.


Пожалуй, это самое существенное. Все остальные посылы автора давно известны и без всякого "научного и практического подхода": внимание важно; эмпатия нужна; информации становится очень много; нужно заниматься тем, что по душе - тогда внимание лучше концентрируется; полезно больше быть на природе для отдыха ума; нужно уметь считывать невербальные сигналы; необходимо развивать социальную чуткость; важно не просто мышление, а системное мышление; следует беречь природу, заботиться об экологии и пр.

Большие книги с множеством примеров-ситуаций требуют много времени, но всегда ли это оправдано? Главное теряется за второстепенным. Информационный шум утомляет. Или я не прав?

Что полезного вы извлекли из этой книги?

Приглашаю в группу: https://vk.com/moiintellect

Поддержите автора - ставьте лайки, пишите комментарии! Спасибо!

С наступившим Новым Годом! Мира, Света, Добра, Любви, Счастья!