Найти в Дзене
Остров и островитяне

Собака – друг, который никому не нужен

Утром у помойки одного из северных сахалинских городов людей караулила лайка. Высокая на лапах, худая, похожая на хаски псинка деликатно пропускала к контейнерам людей, дожидалась, пока граждане метнут свой пакет с отходами, а потом запрыгивала в контейнер , извлекала добычу, разрывала и вытряхивала содержимое в поисках съестного. Собака вызывала такую жалость и симпатию своей ненавязчивостью, абсолютным отсутствием агрессии. Эх, забрать бы домой, но в съёмное жильё с таким спутником хода нет.

Этот бездомный пес был без ошейника и явно давний скиталец по улицам. Но у помоек на постоянной основе искали пропитание домашние любимцы. Если, конечно, ошейник можно считать неким признаком наличия владельца.

В общем, в городе вольно гуляющих собачек много. Стаи агрессивных друзей человека встретить не привелось. Хотя во время собачьих свадеб между соискателями продолжения рода конфликты возникают нешуточные, и грызутся кобели яростно. Но людей в свои разборки они обычно не включают. Кстати, в такие хороводы сбиваются и уличные дворняжки, и породистые экземпляры. Чаще всего любовные загулы ударяются лайки и русские спаниели. Породы сами по себе самодостаточные, привыкшие добывать себе пропитание.

Власти с собаками борются старым способом – убивают. В умерщвлении животных уверены зоозащитники, хотя официально всё это опровергается. Есть специальная компания, которая выигрывает конкурсы на отлов животных. По официальной версии, отловленных собачек увозят в приют, где они находятся несколько дней. За этот срок хозяин, если его собачка случайно угодила к ловцам, может приехать и забрать питомца. На самом деле, как утверждают волонтёры, никому это ещё не удавалось. В лучшем случае скажут, что такой пёс не попадался, и всё.

По официальным данным, в городке за год отлавливают чуть ли не 300 особей. Но то ли собачье племя возрождается, как Феникс из пепла, то ли ловцы сильно играют со статистикой. Второе кажется весьма вероятным. Отлавливать собак непросто. Как сказал один чиновник волонтёрам, попросившим предупреждать о приезде спецбригады, он никогда дату их визита не раскроет. «Вы на них (бездомных собак) ошейники наденете, а собак в ошейниках отлавливать нельзя». Довелось слышать и от местного полицейского о необыкновенной интуиции собачек. Дескать, четвероногие чувствуют, что по их душу прибыли недобрые люди.

Помнится, лет 15 назад, когда на Сахалине выходцев из Поднебесной было не меньше, чем коренного населения, собачья и кошачья вольницы заметно поредели. Как говорили знающие люди, собачки и кошки попали в пищевую цепочку. Причём безотходную: в дело шло всё – мясо и шкура. Теперь пришлых коммерсантов почти не стало, и ряды бездомников стали расти.

А отношение к лохматым братьям меньшим у людей позитивное. В местной библиотеке, например, нашёл приют чёрный средних размеров собакен. Он приходит к открытию учреждения, проходит в читальный зал и отсыпается в тепле. Но вот когда библиотека закрыта, пёсику приходится туго.

-2
-3

Собаки на улице – это брошенные и преданные хозяевами любимцы. Поехали в отпуск или насовсем на материк – Шарика или Жучку на улицу, мало кто берёт их с собой. Вот и пополняется армия бездомников, занимающих свою очередь у помоек.

В уходящий год собаки (по китайскому календарю) российские власти приняли закон в защиту животных. Есть там и прямой запрет на легализованное убийство собак. Ну как ещё можно назвать отлов с последующей безвестной пропажей собачек?

От бесконтрольного увеличения бездомного поголовья могли бы помочь волонтёры. Есть ведь масса сердобольных граждан, готовых подбирать, лечить, стерилизовать бродяжек. Но им не хватает на всю эту благотворительность денег. И государство пока в эту сторону не повернулось. Вот и бродят породистые и «дворянские» псы по улицам и помойкам в поисках хлеба насущного немым укором выбросившим их цивилизованным гражданам.

-4