Убедившись, что многим из вас интересна «кухня» художника, я начинаю серию статей о технических подробностях и процессах создания живописных полотен. И начну прямо сегодня – с холстов. Подписывайтесь, чтобы не пропустить продолжение!
Итак, холсты для живописи бывают льняными и хлопковыми. Продаются в виде рулонов, натянутыми на подрамник или наклеенными на картон или другую жёсткую поверхность (деревянную или пробковую панель). Выбор холста зависит от художественной задачи. К примеру, для живописи мастихином больше подойдёт холст на подрамнике, поскольку он пружинит и создает необходимую гибкость холста. Холст на подрамнике удобен для транспортировки: полотно снимается с подрамника, сворачивается в рулон и отправляется в тубе в любую точку мира. Это создаёт дополнительные возможности для продажи картин и для экспозиции их в галереях независимо от месторасположения. Имейте в виду, что сворачивать холсты надо обязательно живописным слоем наружу, а не внутрь! К слову, мне ни разу не приходилось снимать холсты с подрамника для отправки заказчикам: курьерские службы упаковывали мои картины в плоские коробки, проложенные пупырчатой плёнкой.
В то же время, для создания картин в многослойной технике маслом (т.н. академизм, или техника старых мастеров), лучше выбрать холст на жёсткой поверхности. Кроме того, картина, написанная на таком холсте «с поддержкой», дольше сохранит первоначальную яркость цветов: задник картины будет защищён от разрушительного действия кислорода.
Холсты в рулонах используют для того, чтобы самостоятельно нарезать нужные размеры полотна и натянуть на подрамник либо наклеить на панель. Это делается с целью экономии: холсты в рулонах стоят дешевле. Кроме того, иногда нет возможности купить холст на подрамнике нестандартного размера или особого, немассового качества.
Холсты продаются незагрунтованными (сырыми) или загрунтованными. Обычно холсты грунтуются акрилом (гессо), и этого достаточно для работ маслом, акрилом, в смешанной технике и пр. Можно загрунтовать холст самостоятельно, под конкретную задачу. Например, иногда возникает необходимость загрунтовать холст грунтом на основе ПВА (например, для работы в авторской технике «жидкого масла» Надежды Ильиной или солнечного импрессионизма Александра Жиляева). И наконец, холсты делятся на мелко-, средне- и крупнозернистые. Отдельные художники даже работают на очень крупнозернистых холстах, похожих на мешковину! Опять же, выбор холста диктуется художественной задачей, стоящей перед вами.