Найти тему
Просто лис

Черная кровь белой земли

Как-то раз я ехал в поезде в одном купе с геологами, приятные люди, слово за слово мы познакомились и начали общаться. Один геолог достал из сумки увеситый каменный цилиндр сантиметров пяти в диаметре.

- А вот, что у нас тут есть с собой!

Геологи разъяснили, что перед тем как оказаться в этом вагоне этот камень был вырезан буром и поднят наверх из скважины глубиной в несколько тысяч метров. Я попросил разрешения потрогать и подержать в руках такой редкий артефакт. И между прочим, под стук колес, эти геологи-буровики рассказали мне, как живут на своих северах и как общаются с буровиками местные ханты и манси.

Тундра. Фото TAARUS
Тундра. Фото TAARUS

Нет смысла долго распространяться о суровых особенностях климата Ханты-мансийского АО. И речь не о них, а об отличии в отношении к этой болотистой заснеженной тундре между нами - белыми людьми с "материка" и ими - местными, которые не приехали туда подзаработать, а родились здесь же и просто живут там и никуда переезжать не собираются.

Так вот, местные для своей жизни в тундре ни в какой нашей помощи особо не нуждаются. Для них главный источник жизни это стада северных оленей. Олени для них и пища, и одежда и строительный материал для их домов, и транспорт. При этом северный олень добывает себе корм самостоятельно и в тундре, даже под снегом, этого корма для него, как правило, хватает. При этом северный олень не нуждается ни в каких помещениях и ни в каком трудоемком уходе со стороны человека. Поэтому несомненно правы те местные, которые считают, что от добра добра не ищут, и которые плевать хотели на всю эту нашу цивилизацию, ее достижения и блага.

Олениха выкармливает олененка шесть месяцев. Бежать за ней по тундре он может сразу, как только она хорошенько оближет его после родов.
Олениха выкармливает олененка шесть месяцев. Бежать за ней по тундре он может сразу, как только она хорошенько оближет его после родов.

В результате нефтяники, которые для поддержания своей жизни и продолжения своей работы нуждаются в сложной и дорогой логистике, вынуждены считаться с местными, которые без особых сложностей живут здесь так, как они привыкли и умеют жить. При том, что местные к приезжим не слишком требовательны - интересы пересекаются редко. Нам не нужен их олений ягель, им не очень-то нужна нефть, которую мы там добываем, а места в тундре хватает всем желающим.

Фото Дмитрия Милосердова
Фото Дмитрия Милосердова

Поэтому обычно общение происходит так. Время от времени на буровую приезжает князь, все знают, что это действительно местный князь и владелец этих мест. Князя надо угостить, подкинуть бензина для снегохода, немного денег и т. п. Это своего рода арендная плата, за то что вышка здесь стоит. Обижать князя ни в коем случае нельзя, во-первых - незачем, во-вторых - если обидеть князя, то проблемы, и серьезные и досадные, будут. Довольный князь уезжает и довольные буровики бурят дальше.

Выслушав все это, я представил себе такую сцену. Сколько-то лет или десятилетий спустя полярной ночью мимо заснеженных руин какого-нибудь бурового поселка будут проезжать на оленях потомки этого князя и сын спросит отца. Что это такое? А отец ответит ему. Моему деду его дед рассказывал, что к нам приходили белые люди и пили здесь черную кровь земли, потом они выпили всю кровь, и с тех пор никто их здесь не видел.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц