Как-то раз я ехал в поезде в одном купе с геологами, приятные люди, слово за слово мы познакомились и начали общаться. Один геолог достал из сумки увеситый каменный цилиндр сантиметров пяти в диаметре.
- А вот, что у нас тут есть с собой!
Геологи разъяснили, что перед тем как оказаться в этом вагоне этот камень был вырезан буром и поднят наверх из скважины глубиной в несколько тысяч метров. Я попросил разрешения потрогать и подержать в руках такой редкий артефакт. И между прочим, под стук колес, эти геологи-буровики рассказали мне, как живут на своих северах и как общаются с буровиками местные ханты и манси.
Нет смысла долго распространяться о суровых особенностях климата Ханты-мансийского АО. И речь не о них, а об отличии в отношении к этой болотистой заснеженной тундре между нами - белыми людьми с "материка" и ими - местными, которые не приехали туда подзаработать, а родились здесь же и просто живут там и никуда переезжать не собираются.
Так вот, местные для своей жизни в тундре ни в какой нашей помощи особо не нуждаются. Для них главный источник жизни это стада северных оленей. Олени для них и пища, и одежда и строительный материал для их домов, и транспорт. При этом северный олень добывает себе корм самостоятельно и в тундре, даже под снегом, этого корма для него, как правило, хватает. При этом северный олень не нуждается ни в каких помещениях и ни в каком трудоемком уходе со стороны человека. Поэтому несомненно правы те местные, которые считают, что от добра добра не ищут, и которые плевать хотели на всю эту нашу цивилизацию, ее достижения и блага.
В результате нефтяники, которые для поддержания своей жизни и продолжения своей работы нуждаются в сложной и дорогой логистике, вынуждены считаться с местными, которые без особых сложностей живут здесь так, как они привыкли и умеют жить. При том, что местные к приезжим не слишком требовательны - интересы пересекаются редко. Нам не нужен их олений ягель, им не очень-то нужна нефть, которую мы там добываем, а места в тундре хватает всем желающим.
Поэтому обычно общение происходит так. Время от времени на буровую приезжает князь, все знают, что это действительно местный князь и владелец этих мест. Князя надо угостить, подкинуть бензина для снегохода, немного денег и т. п. Это своего рода арендная плата, за то что вышка здесь стоит. Обижать князя ни в коем случае нельзя, во-первых - незачем, во-вторых - если обидеть князя, то проблемы, и серьезные и досадные, будут. Довольный князь уезжает и довольные буровики бурят дальше.
Выслушав все это, я представил себе такую сцену. Сколько-то лет или десятилетий спустя полярной ночью мимо заснеженных руин какого-нибудь бурового поселка будут проезжать на оленях потомки этого князя и сын спросит отца. Что это такое? А отец ответит ему. Моему деду его дед рассказывал, что к нам приходили белые люди и пили здесь черную кровь земли, потом они выпили всю кровь, и с тех пор никто их здесь не видел.