Наказание за грех смерть... Если ни я, то кто?
Переходя к следующей истории, от Адама и Евы к Каину и Авелю необходимо обратить внимание ещё на одну важную деталь. Вокруг чего разыгрывается конфликт между братьями? Вокруг жертвоприношения, жертва Авеля будет принята, а Каина нет. Каин не сможет, смирится с этим и убьёт брата. Но для начала стоит разобраться в чём смысл жертвоприношения как такового?
Начало в Эдеме
а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Книга Бытие 2:17)
Если вкусишь, то умрёшь. Адам и Ева вкусили, но не умерли, во всяком случае сразу. Почему?
Может быть Бог передумал? Исключено. Автор Бытия не мог позволить себе такой фривольности, ему было важно показать Бога исключительно с положительной стороны. Лейтмотив первой книги библии - Бог верен своим обещаниям. И в дальнейшем, мы увидим шатания и вероломство многих положительных персонажей, но везде будет подчёркиваться, что в отличие от людей, Бог верен своим обещаниям. Вот и тут, по логике происходящих событий, Адам и Ева должны были умереть, но не умерли. Почему? Давайте разбираться.
Одежда из смоковных листьев
И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. (Книга Бытие 3:7)
Поняв, что наги, Адам и Ева, попытались прикрыть себя листвой. Это не очень им помогло, но было весьма символично. Факт в том, что нагого нужно одеть, и если не листвой, которая быстро увянет, то чем? Одежду нужно заменить.
Так же и со смертью. Если первые люди не умерли, это тоже не просто так. Смерь нужно заменить. Если ни Адам и Ева, значит умереть должен кто-то другой.
Кто должен умереть?
И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. (Книга Бытие 3:21)
До этого момента, смерть первым людям была ещё не известна. А кожаные одежды, как вы понимаете, сшиты не из дерматино-подобной субстанции. Случилась смерть. Умерли ни Адам и ни Ева, погибли другие живые существа, кожи из которых и прикрыли наготу. Как символично, правда? Вместо листьев кожа, вместо моей жизни, увяла жизнь кого-то другого.
Кто принёс жертву?
В случае с Каином и Авелем видно, что жертвоприношение совершают люди, там конфликт в другом. Но в случае первой смерти животных, это сделал точно ни Адам. Бог дал им одежду. Бог и умертвил животных.
От сюда следует два урока
1. Бог убил, но не людей, вместо Адама и Евы, умерли животные, именно их смерть заместила смерть человека.
2. Кроме одежды, людям был дан ритуал самого жертвоприношения. Ещё нет дат, нет чётких указаний, что и как делать, но оставлен принцип – хочешь жить, значит должен умереть кто-то другой.
Уже, позже авторами библии будет пониматься, что крови животных мало. Смерть овец и козлов, только образ, реальная жертва больше, горазда больше. Но, это уже совсем другая история.