Разберём самое странное и не понятное предупреждение Каину!
После не принятия Богом жертвы Каина, происходит нечто странное. По всем понятиям человеческого разума, Бог, который не принял жертву, теперь должен если уж с кем и беседовать, то с Авелем. Говорить ему типа:
- Какой ты Авель молодец, был верен и послушен…
Но, нет Бог говорит с Каином. И в этой беседе есть ещё одна странность.
Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. (Книга Бытие 4:5)
Бог не принимает жертву, но общается с Каином ни как с отступником и тем более как врагом. Даже ни как учитель-моралист или проповедник с постоянно грешащими прихожанами. Ведь не звучит ни одного упрёка в сторону Каина. А по всем параметрам, тут должно звучать типа:
- Каин, как ты мог, немедленно иди к Авелю, возьми у него самую лучшую овечку и принеси на алтарь…
Нет. Никаких моралей. Разговор можно назвать дружеским. Эта одна из странностей книги Бытия. Бог изгоняет людей из Эдема, но остаётся другом, Бог не принимает жертву, но говорит по-дружески, Бог изгоняет Каина, но по-дружески помогает ему получить неприкосновенность, чтобы с ним не поступили так, как Каин поступил с братом.
И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твое? (Книга Бытие 4:6)
Что здесь ни так? Бог знал, что случилось, но делает вид, что не знает? Но, дело не в Боге. Главное, что всё знал Каин, знал что нужно делать и как. Бог же, прям по современному, полит корректно, не тыкает пальцем в проступок Каина. Ну избрал Каин для себя иной путь, принести жертву иначе, по-своему, его выбор. Но, разговор продолжается:
Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. (Книга Бытие 4:7)
О чём речь?
Существуют несколько вариантов толкования данного отрывка, если интересно приведу все, а пока, не скажу, что правильный, но...
Нужно вспомнить понятия «влечение» и «господство». Мы уже встречали эти термины раньше, а именно в обращении Бога к Еве. Подробнее в статье Он ей бог? Кратко, суть понятий в контексте книги Бытие.
Влечение – зависимость, Ева стала зависимой от Адама, а Авель как младший брат от Каина.
Господство – забота, Адам должен был заботиться о Еве, а Каин, как старший брат об Авеле.
После того как Бог не принял жертву Каина, братья как бы поменялись ролями. В глазах Каина, Авель занял место первенца. Вот Бог и говорит… Но давайте попробую сказать на понятном нам языке. Только не судите строго:
- Если ты считаешь, что был прав, то что так тебя угнетает, Каин? Тебя раздирают противоречивые мысли, будь осторожнее, чтобы не натворить беды. Ты первенец, и Авель по-прежнему нуждается в твоей заботе.