Первый открытый муниципальный арт-пленэр «Серебряный родник», посвященный дню рождения классика чувашской литературы Константина Иванова, состоялся 26-28 мая в деревне Слакбаш Белебеевского района. Мы попросили рассказать об этом событии талантливую художницу из Уфы Ренату Малютину, которая была гостем данного мероприятия.
Марианна ДАВЛЕТОВА
— Расскажите о цели пленэра «Серебряный родник»?
— Художник — это человек, который трудится в одиночку. Ему трудно самому оценить проделанную работу. Как правило, мы встречаемся, если можно так выразиться, со своими картинами на выставке. Когда их уже видит зритель. Подобные пленэры — это своеобразный мастер-класс, где можно научить чему-то своего коллегу, и он в свою очередь поделится своими знаниями. Эти встречи обогащают нас в эмоциональном и техническом плане.
— Как проходил пленэр?
— Начнем с описания места, куда нас пригласили. Деревня Слакбаш запомнится мне красотой природы, великолепными пейзажами, гостеприимными людьми. Нас заселили в дома к местным жителям. Жили мы с комфортом, ни в чем не нуждались. Нас постоянно, как принято в хороших деревнях, пытались накормить до отвала и порой обижались, если мы отказывались. Все было уютно, по-домашнему.
На пленэр собрались 16 человек из разных регионов: Татарстана, Казахстана, Башкортостана. Организаторами выступили Альберт Хабибуллин, директор картинной галереи в Белебее, совместно с администрацией Белебея. Изначально было приглашено 20 художников, но не все смогли приехать. Мы посетили музей чувашского поэта Константина Иванова, ознакомились с его биографией. Этот талантливый человек прожил всего 25 лет, но успел стать символом чувашской поэзии. Для нас была организована этно-экскурсия. Впервые я прокатилась на телеге, мне показали как доят корову и предложили сделать это самой. Непринужденная атмосфера, конечно же, сразу подтолкнула нас, художников, на творческие подвиги.
Мы рисовали этюды, делились впечатлениями о природе, об увиденном. Лично меня эта поездка вывела из художественного кризиса. Захотелось творить! Писать! Это была эмоциональная встряска, резкий толчок.
Знаете, ведь у нас, людей искусства, нередко случаются творческие застои. Иногда я не пишу по полгода. Представьте себе сосуд, который прежде чем излиться, должен наполниться содержанием. Так и здесь... Словно пружина, напрягаешься, испытываешь бурю чувств, а потом выстреливаешь новым творением. Именно тут в деревенской тиши, среди единомышленников я снова набралась сил для развития.
— Какие впечатления от встречи остались у гостей мероприятия?
— Они были в диком восторге! По-другому не сказать! Говорили мне о том, что хотят подольше сохранить в памяти свои впечатления от пленэра. Конечно, всех сразила великолепная панорама башкирских степей, зеленые холмы и, еще раз повторюсь, гостеприимство. Нас вообще встречали там как звезд, что было особенно приятно.
— Скажите пожалуйста, насколько сейчас популярны выставки в нашем городе и кто их посещает?
— Могу на примере собственной выставки, которая проходила в 2013 г., сказать следующее: искусством интересуются все от мала до велика. А вот количество посетителей будет зависеть от рекламы. Я разместила информацию о своем мероприятии в нескольких печатных изданиях Уфы, а также на телевидении. И результат превзошел все ожидания. Посетителей было много. В наш век очень важно, чтобы о нас услышали.
Порой беседуешь с человеком, а он говорит: «А что, в нашем городе выставки проводятся? Я бы сходил».
— Расскажите немного о себе. Как пришло решение стать художником? Кто был вашим вдохновителем?
— Я художник в четвертом поколении. Картины моего двоюродного прадеда хранятся в Третьяковской галерее. Он является автором росписи первой русской матрешки. Мой отец — художник и поэт. Я выросла в творческой среде, с детства ходила в изостудию отца, вдыхала запах красок. Правда, у меня периодически возникали сомнения по поводу выбора будущей профессии. Ведь жизнь художника — это особая судьба, полная сумбурных чувств, духовных кризисов. Но папа и мой крестный настояли на том, чтобы я поступила в художественное училище. Крестный сказал так: «На Западе существует три востребованные профессии: юрист, врач и дизайнер, тебе надо выбрать последнее». Я согласилась. Но училась я не на дизайнера, а на факультете живописи и хотела оттуда сбежать на факультет «востребованной профессии». И только на третьем курсе, когда начали писать маслом, я окончательно сдалась — вспомнилось детство, запахи масляных красок, то, как папа учил меня рисовать.
— Как к вам приходят сюжеты картин?
— Это опять-таки пережитки детства. Отец перед сном рассказывал мне сказки собственного сочинения. Я живо представляла себе героев его рассказов, а потом пыталась их изобразить. Так и теперь, сюжеты моих творений возникают из книг, впечатлений. Сейчас я работаю над серией картин, посвященных Откровению Иоанна Богослова. Эти образы пришли ко мне во время написания диссертации, которая посвящена библейским мотивам. Планируется 7 картин, но кто знает, возможно, их будет больше.
— Художник может заработать много денег?
— Это дело случая. Но лично я считаю, если ты задумался о больших деньгах — в истинном творчестве тебе делать нечего. Сама мысль о богатстве, построенном на творчестве, кажется нелепой.
— Непрофессиональный художник может участвовать в выставке?
— Может. Например, в нашем городе есть узкоспециализированная галерея «Урал», она работает от народного центра. Там на конкурсной основе отбирают картины ав-торов-самоучек.
— Если человек хочет стать художником и много работает над этим, нужен ли ему талант или достаточно досконально изучить азы рисования?
— Если мы говорим о глубоком, настоящем искусстве, то тут, по моему мнению, нужен талант от Бога. Остальное не поможет. Видение цвета, иное ощущение жизни. Не думаю, что этому можно обучиться в полной мере, это дается свыше.
— Так кто такой настоящий художник?
— Художник — это ребенок, который обречен быть мечтателем. И если он вырастет, то загубит свой талант.
— Спасибо за увлекательную беседу, мы будем ждать от вас новых картин! Желаем творческих успехов!