Начать придётся с предыстории.
На мысли о возможной гибели профессии из-за прогресса современных технологий меня натолкнули следующие новости:
1. Активное развитие нейронных сетей и искусственного интеллекта.
За этими новостями многие следят не без интереса. Вообще, впереди планеты всей Юго-Восточная Азия. К примеру, в Китае ожидают строительство полностью автоматизированного завода одного из гигантов микроэлектронной промышленности. Автоматизация уже на существующих предприятиях грозит оставить без работы около 700 000 рабочих в КНР уже к 2020 году. А ещё одна не безызвестная американская компания открыла офф-лайн магазин (то есть не интернет магазин, а реальный, с полками и товаром на них) "без продавцов" и без касс.
2. Развитие онлайн образования и Интернет-университетов, в которых лекционный материал давно отработан, набран, записан и снабжен системой тестирования. Таким образом в лекторах надобность отпадает всё быстрее.
3. Активное развитие целой плеяды голосовых помощников от интернет-гигантов, которые уже могут не только предоставить Вам сводку погоды, но и даже поддержать несложную беседу (Алиса, Siri, Google Assistant).
Таким образом, очень многие функции учителя старшей (а иногда и средней школы) просто автоматизируются.
Видеоконтента накоплена масса, презентации и аудиолекции (и т.н. подкасты), прочно вошли в жизнь завсегдатаев Сети. По многим специальностям (особенно в сфере IT) можно аттестоваться не выходя из дома.
А сдачу ЕГЭ хотят перевести на "цифровые рельсы" и эксперимент пройдёт уже в этом учебном году (выпускники будут сдавать ЕГЭ по информатике за компьютером, минуя внесение ответов в бумажный бланк. Хотя, вероятнее всего, на время эксперимента бланки оставят, для подстраховки, на случай технических сбоев). Конечно и проверять их будет сами знаете ... "Что" (нет-нет, не "Кто", не человек, первую часть экзамена уже давно проверяет не человек).
Все эти новости не могут не напрягать. Тем более, когда и школьники не остаются без внимания: "Решу ЕГЭ", "Учи.ру", "Интернет Урок", эти порталы пока не могут заменить собой учителя, но уже более-менее справляются с рутиной по коррекции знаний, имеют "в рукаве" массу интерактивных тренажеров и автоматизированных тестов.
А уж про CMS Moodle, говорить не стоит, обладая некоторыми техническими навыками и небольшим запасом средств (на хостинг и доменное имя), каждый может создать свой учебный курс, разработать проверочные задания, наладить переписку с обучающимися и получить в итоге образовательную площадку онлайн.
Да, составитель курса при этом всё ещё человек. Пока человек. Да и результативность этого человека возрастает в разы: объяснить умножение обыкновенных дробей теперь можно один раз, а просмотрят его (при наличии желающих) миллионы.
Страшно?!
Пока нет. Просто потому, что ещё ни у кого не получилось из Алисы или Siri создать абсолютно универсального собеседника, обладающего эмпатией. Прикрутить к этому собеседнику экспертную систему (как к примеру Wolfram Mathematica) и совместить это с системой распознавания рукописного текста. Но мысли на этот счёт уже есть.
Нет, это не паранойя, это вглядывание в современную действительность: онлайн репетиторы, прохождение чат-ботами тестов Тьюринга (тест считается пройденным, если человек не смог отличить "робота" от реального человека при общении), интернет-университеты, интернет-тренажеры и системы тестирования. Беззаветная любовь человека к виртуальной реальности.
Ободряет пока следующее:
"Абсолютно безопасно. 0.95% - вероятность того, что роботы придут на моё место". Правда вероятность расчитывается до 2024 года. И этот "скриншот" сделан 31 мая 2017. Сейчас вероятность поднялась до 1% (но это в рамках вычислительной погрешности, я надеюсь).
Кому интересно: willrobotstakemyjob.com.
Да, роботы, действительно в нынешнем их качестве и уровне развития не придут работать вместо меня, но могут серьезно меня потеснить. Вероятнее всего профессия "учитель" не вымрет, но переродится в профессию "тьютор" и "коуч", которых, необходимо гораздо меньше, чем учителей.
Но с футуризмом в стиле братьев Гримм, на сегодня я заканчиваю.
Ваше мнение Вы можете изложить в комментариях. Если Вам интересна эта тема, "поднимите палец вверх", а ещё лучше, оформите подписку.
Спасибо за внимание!