Главный католический собор, точка притяжения миллионов туристов и паломников.
Собор Св.Петра строился 120 лет, и его проект не раз кардинально менялся. Стройка была грандиозная, средств не хватало, собор стал дырой, в которую утекали деньги, разоряя папскую казну. Причем, откаты, коррупция были похлеще, чем при реконструкции Большого театра.
Одним из последних архитекторов стал Микеланджело. На тот момент ему исполнился 71 год. Великий мастер посчитал своим долгом очистить великую стройку от отмывания денег и довести ее до такой точки, после которой перестроить Собор уже не получится.
Микеланджело разобрал две крытые галереи по бокам, которые уже были наполовину построены, чтобы убрать ненужную грандиозность, сэкономить львиную часть денег и сделать завершение строительства вообще возможным. Микеланджело заново спроектировал огромнейший купол, который тоже стал проблемой, так как его не было. Была просто огромная дырка, которую толком не знали, как закрыть. По замыслу Микеланджело купол должен был быть колоссальным и придавливать всякого подходящего к Собору своей мощью. Но как видите, я стою у Собора, а купол виден не полностью. Во всем виноваты потомки.
Строительство Собора продолжил Карло Мадерна, великолепный архитектор, не будем умалять его талант. Именно фасад, а не купол, по задумке Мадерна, должен лишить вас дара речи. И он засунул в него все, что только можно.
Узнавайте больше об искусстве в моем образовательном Инстаграм-блоге
После лестницы, ведущей ко входу, мы видим колонны, которые стоят на пьедесталах, которые, в свою очередь, равны по высоте человеческому росту. Такая пропорция не случайна, масштаб должен пригнобить нас к земле.
Колонны колоссального ордера, что по-русски значит, проходят сквозь 2 этажа. Затем, антаблемент, на котором высечена надпись о том, что Собор возвел папа Павел V в 1612 году, хотя в это время Собор был закончен.
Карло Мадерна добавил фасаду аттиковый этаж (чердак) над антаблементом. Увенчал его балюстрадой (маленьким заборчиком), а на балюстраде возвел 13 5-метровых фигур: по центру Христос в окружении апостолов (кроме Петра, он встречает у входа в базилику) и Иоанна Крестителя.
А теперь самое интересное. До Собора Святого Петра на этом месте стояла базилика, построенная по приказу императора Константину в 4 в н.э. Именно Константин после вековых гонений первых христиан, наконец, признал эту религию одной из государственных. По преданию, базилика находилась на месте захоронения апостола Петра, современника Иисуса Христа. Он, якобы, приехал в Рим из Иерусалима (!), чтобы проповедовать, а там его казнили в 67 году.
💣 До 4 века нигде не упоминается, что Петр был вообще когда-то в Риме.
Узнавайте больше об искусстве в моем образовательном Инстаграм-блоге