Найти тему
Трудный ребенок

«Бриллиантовая рука»: детали советской жизни. Часть 3

Кадр из фильм «Бриллиантовая рука»
Кадр из фильм «Бриллиантовая рука»

(Часть 1)

(Часть 2)

В первой и второй части мы рассмотрели фильм «Бриллиантовая рука» с точки зрения некоторых деталей жизни конца 60-х. Продолжаем тему. Итак, Семён Семёнович вернулся из зарубежного вояжа домой к любимой супругой. Но не успевает распаковать чемоданы, как тут как тут управдом Варвара Сергеевна. Управдом шарит носом по привезённым импортным сувенирам («Отличненько, простенько, но со вкусом»). И очень сильно радуется, когда Горбунков дарит ей коробку импортных духов (как кажется управдому). Цель ночного посещения управдома – проверить Горбунковых (муж из капстраны вернулся), а заодно договориться о лекции «Стамбул – город контрастов». А вы как думали? Просто так съездил в капстраны и всё? Ничего подобного! Теперь будь добр рассказать другим советским гражданам о том, в каких ужасных условиях живут граждане капстран. Это, кстати, был очень важный элемент советской пропаганды – вернувшийся из загранпоездки человек рассказывал, какие «ужасы» там видел.

Несмотря на капиталистические ужасы, Семён Семёнович привёз своим детям импортные шмотки – дочке платьице с Эйфелевой башней, сыну – ковбойский наряд и чудесный игрушечный пистолет. Именно в этих нарядных вещах, а не в советском, семья Горбунковых выдвигается погулять по городу в выходной день.

-2

Управдом постоянно отслеживает перемещения Семёна Семёновича и, заметив, что тот стал часто ездить на такси (она ведь не в курсе, что это милиция), делает вывод, что Горбунков, возможно, выиграл деньги в лотерею. Поэтому наказывает своему помощнику распространить среди жителей дома билеты денежно-вещевой лотереи. Такие лотереи проводились регулярно, и на них можно было выиграть даже автомобиль. Но поскольку чаще всего люди ничего не выигрывали, то эти билеты спросом не пользовались – как-то не очень народ верил в эти выигрыши. Вроде бы билет стоил не дорого, копеек 30, а всё равно просто так выкидывать эти 30 копеек не хотелось. Управдом в курсе, что люди скорее всего будут отказываться и поэтому строго наказывает помощнику: «Если билеты брать не будут, отключим газ». И в принципе это было реальностью – управдом и общественность в самом деле могли весьма серьёзно отравить жизнь людям на подведомственной территории, если люди не очень охотно шли на «общественные мероприятия».

Перед рыбалкой Семён Семёнович отправляется поздно вечером в дежурный магазин за хлебом. Вопрос открытый – куда он пошёл? Обычно в СССР продуктовые магазины закрывались в 19 или, самое позднее, в 20 часов.

На рыбалке Лёлик сидит под водой. В акваланге. И ещё у него есть подводный скутер (хоть и механический), на котором он позднее уплывает с поля боя (лишившись трусов). В целом контрабандисты были «упакованы», что надо – простые советские люди не могли себе позволить аквалангов и скутеров.

Сцена в ресторане. Геша поперхнулся, когда новый знакомый – Лодыжинский Евгений Николаевич – приглашает его в гости на Колыму. Советский зритель очень хорошо понимает намёк: Колыма – край, где моют золото зэки. То есть фраза «Попасть на Колыму» означала буквально: «Сесть в тюрьму». Понятно, что Геше очень не хочется на Колыму, которая по нему «плачет».

-3

После ресторана жена вытрясает брюки Семёна Семёновича и с ужасом видит вывалившийся пистолет и пачку купюр («Триста рублей. Новыми»). Ну пистолет – пистолетом (какой же детектив без пистолета?). А что касается купюр. Семён Семёнович, когда несколько ранее напарник Михал Иваныча лейтенант Володя вручает ему пачку денег, переспрашивает: «Новыми?». Это мелкий штрих, просто подчёркивающий, что многие в СССР в 1968 году по привычке сравнивали все новые цены с ценами «до реформы». Денежная реформа в СССР была проведена в 1961 году путём обмена купюр 1:10. Триста рублей новыми – это три тысячи старыми – большая сумма для простого советского гражданина.

Далее в дело вступает некая посланница шефа Анна Сергеевна. Сложно сказать кто она такая – в фильме это никак не обозначено. Но по всему – это «гулящая женщина» (как деликатно называли в СССР гражданок, которых правильнее было бы назвать проститутками). Как помним, ночью город патрулирует всё та же общественность – управдом со своими присными. Они и врываются в номер, где пьяный или одурманенный дозой наркотиков – оказывается и наркотики в СССР были – которые ему всыпала в бокал Анна Сергеевна, валяется Семён Семёнович и пляшет полуголая проститутка. Смелая сцена для советского кино. Все пялятся на голую спину артистки Светличной и никто не задумывается над тем абсурдом, что какие-то общественники могут вот просто так вломиться в чужой номер, начать качать права, а владелец номера (в данном случае – Анна Сергеевна), вынуждены оправдываться: «Не виноватая я – он сам пришёл». То есть в принципе она признаёт, что если ночью в номере у женщины имеется чужой мужчина, то это страшная вина. И никто из советских граждан не считает это идиотизмом. Мужчина! В номере у женщины! Кошмар!

-4

Сцена, когда милиционер Володя приезжает к дому Горбункова, которого незадолго перед этим уже похитил Лёлик. Милиционеру охотно сообщает номер машины Лёлика вездесущая общественница-наблюдательница. Ни один шаг советского человека не мог остаться незамеченным – всё было под пристальным контролем общественности.

-5

Далее начинается чистой воды пародия на шпионские фильмы с погонями и чего-то особо ценного в нашем исследовании мы уже не найдём. Причём пародия снята так, что всё равно держит зрителя в напряжении – фильм снят на пять баллов с плюсом.

И последнее. Весь фильм строится на том допущении, что контрабандисты ввозят в СССР золото и драгоценности. Но кто в СССР мог быть потребителем такого рода товара, стоящего огромных денег? Как не смешно, но одним из главных коллекционеров «золота-бриллинтов» в СССР была дочь Генсека ЦК КПСС Л.И.Брежнева – Галина. Но об это советские люди тогда не знали. А кто знал – помалкивал. Зато на этом богатом материала Гайдай снял одну из своих лучших, и вообще одну из лучших советских комедий. За что от зрителей ему большой поклон.